Другие авторы
Штыцер Геннадий

Трутина Гермеса «Единственно достоверный метод ректификации». Начало

Ключевым фактором натальной астрологии, влияющим на точность суждений и прогнозов, служит гороскоп, составленный на основе «точного времени рождения».

Но что можно считать точным временем рождения?

Как известно из теории акушерства, рождение ребенка не является одномоментной акцией, а представляет собой процесс, довольно растянутый во времени, в течение которого выделяют 3 основных периода:
  • раскрытие шейки матки – процесс расширения родового канала и внедрения в него части оболочки плодного яйца с околоплодной жидкостью;
  • изгнание плода – продвижение плода через родовой канал в результате схваток и потуг, появление головки из половой щели и выход плода;
  • послеродовой период – перерезание пуповины, первый вдох, выход плаценты и оболочек (последа).

Общая продолжительность родов у первородящих в среднем составляет около суток (15 – 20 час.), у повторнородящих – 10 – 12 час.

Из них:

  • продолжительность 1-го периода составляет 13 – 18 час. у первородящих и 6 – 9 час. – у повторнородящих;
  • 2-й период длится 1 – 2 часа и 5 – 10 мин (до 1 часа) – соответственно;
  • 3-й период – у тех и других – 15 – 60 мин (в среднем 30 мин) [ 3] .

Отдельные авторы, соответственно Стихиям, выделяют 4 основных момента в процессе родов:
1) отход вод – Водное рождение;
2) появление головки из родовых путей – Огненное рождение;
3) перерезание пуповины – Земное рождение;
4) первый вдох – Воздушное рождение.

Традиционно для составления натальной карты используется время начала автономного существования ребенка. Но у каждого из астрологов существует свое представление о начале этого момента. Так, например, А. Лео [ 9] временем рождения считает «момент, когда сделан первый вдох при рождении ребенка в физический мир». Но известны случаи, когда за начало рождения принималось время отхода околоплодных вод. Очевидно, каждый из перечисленных моментов в процессе рождения, при определенных обстоятельствах, может служить отправной точкой для построения карт определенной направленности. Так Кепплера, который был личным астрологом Валленштейна, в свое время противники астрологии обвиняли в том, что для прогнозов различного характера, он каждый раз менял время рождения своего сюзерена [ 6] .

К. Обье [ 12] «точным временем рождения, которое употребляется для расчетов астрологической карты» считает «момент перерезания пуповины при родах». Потому что, «как правило, считается, что именно в этот момент прекращается телесное единство ребенка с матерью – и он становится отдельным человеком».

Аналогичной точки зрения придерживается Б. Израитель [ 7] . Хотя он считает, что «проблема регистрации времени рождения может быть отнесена к более общей проблеме определения любого другого события или действия. В связи с этим не лишено оснований предположение, что при рождении мы имеем дело с целой серией моментов, знаменующих различные этапы роста самостоятельности ребенка и, следовательно, значимых с точки зрения астрологии». Тем не менее он предлагает рассматривать рождение в узком смысле слова, т. е. «ограничиться появлением ребенка на свет из утробы матери». Так как «перед тем как пуповина перерезана, кровоснабжение плода и очищение его крови осуществляется материнским организмом. После того, как пуповина перерезана, ребенок может полагаться только на свои органы циркуляции и очистки». Но при этом он солидарен с мнением, «что время рождения в результате кесарева сечения или стимуляции недостоверно с астрологической точки зрения», и что «если человеку предназначено родиться в определенный момент, – он в это время и рождается. Поэтому карта рождения должна быть валидной независимо от особенностей родов и ни кесарево сечение, ни стимуляция, ни преждевременные роды не могут рассматриваться как факторы, ограничивающие достоверность карты рождения». (То есть, всякая случайность исключается. Но вопросы детерминизма мы рассмотрим несколько позже).

М. Марч и Д. Мак-Эверс [ 10] считают, что «время рождения следует определять на основе какой-нибудь записи. И что «самым надежным источником здесь послужат данные из книги свидетельств о рождении». В противном случае астролог должен объяснить клиенту, что он просто не может гарантировать ему точное истолкование гороскопа. О возможности ректификации гороскопа здесь даже не упоминается. Хотя исследования, как американских, так и западных астрологов показывают, что ректифицированное время рождения, как правило, отличается от времени, сообщенного клиентом на основании записей в документах о рождении, так как это время обычно грубо округляется.

А Секст Эмпирик, представитель греческого скептицизма конца 2-го – начала 3-го вв. н.э., вообще считает астрологию несостоятельной, на том основании, что не существует точных методов определения времени рождения. Он пишет: «...принципом и как бы фундаментом халдейской науки является установление гороскопа. Ведь на основании этого последнего принимаются прочие центры, отклонения и последования, треугольники и четырехугольники, зависящие от этого фигурации звезд, а на всем этом основываются предсказания.

Отсюда, если мы уничтожим гороскоп, то по необходимости не станут понятными ни кульминация, ни заход, ни обратная кульминация. А если это станет непонятным, то одновременно исчезнет и вся халдейская наука. Можно разнообразными средствами показать, что им невозможно найти животное зодиака в качестве гороскопа. Ведь чтобы его воспринять, необходимо, во-первых, точно воспринять появление того, кто является предметом наблюдения; во-вторых, чтобы наблюдение часов, которое его отмечает, было безошибочным и, в-третьих, чтобы в точности было замечено восхождение животного. В самом деле, одновременно с родами происходит наблюдение восхождения животного, которое [ впервые] появляется на небе, причем халдеи пользуются этим как средством для наблюдения гороскопа.

С этим же восхождением связывается и конфигурация прочих звезд, которую они называют «расположением», а с этим «расположением» связаны предсказания. Однако, как мы установим, ни момент рождения человека, чей гороскоп составляется, невозможно воспринять, ни наблюдения часов не бывают безошибочными, и нельзя воспринять в точности восходящее животное. следовательно, халдейская наука несостоятельна [ 13] .

Но существует и другая точка зрения.

Астрологи древности, по свидетельству того же Секста Эмпирика, производили инструментальные наблюдения восходящего градуса Зодиака непосредственно в момент рождения (...сидящий при роженице извещает при помощи диска о рождении тому халдею, который наблюдает звезды на возвышенном месте, и что этот последний, при помощи наблюдения неба отмечает восходящее животное). Но, несмотря на возможность точного определения восходящего градуса Зодиака в момент рождения (Асцендента), они не удовлетворялись этим и для уточнения времени построения гороскопа использовали метод, известный под названием «Трутина Гермеса», который они считали «единственно верным способом определения истинного Асцендента рождения».

А. Лео [ 9] приводит описание метода из статьи Кристофера Хейдона, опубликованной в журнале «The Astrologers Magazine» за 1794 год:
«Правило Гермеса учит, как по положению Луны в радиксе прийти к истинному времени зачатия, поскольку ее место в радиксе есть истинный Асцендент зачатия, а ее место при зачатии, или противоположное ему, является истинным Асцендентом рождения, или его противоположностью, и это было найдено истинным (о чем я могу судить по своему опыту на примере разных радиксов, не говоря уже о подтверждениях ученых еще со времен Гермеса). Я знаю, что некоторые утверждают, будто они иногда терпели неудачи в работе с этим правилом. Но дело в том, что они не учитывали истинного правила, принимая за место Луны градус, в котором она находится в Зодиаке, когда на самом деле, при правильном понимании правила, в определении ее места должна учитываться широта, а также совосходящий градус».

Последняя часть цитаты должна приниматься во внимание всеми, кто желает предпринять глубокое исследование этого предмета.

Можно добавить, что фигура, полученная таким образом для зачатия, считается многими гороскопом астрального тела и его окружения – точно так же, как карта рождения – это гороскоп физического тела и его окружения.

Мы здесь ограничимся общим планом процесса, который будет достаточно точен во всех случаях за редкими исключениями.

Сначала необходимо определить день «зачатия», или «Эпохи», как мы будем называть его, поскольку он может не совпадать с зачатием в физиологическом смысле [ 9] .

Для определения Эпохи зачатия пользуются следующими правилами:

1. Горизонт, т. е. Асцендент или Десцендент в карте рождения является местом Луны в карте Эпохи, а место Луны в карте рождения является горизонтом в карте Эпохи.
Если Луна в карте рождения растущая [ 0° < (СО – ЛУ) < 180° ] , т. е. находится на пути от соединения с Солнцем (новолуния) до оппозиции (полнолуния), положение Луны в карте рождения следует рассматривать как Асцендент Эпохи зачатия, а место Луны в карте Эпохи – Асцендент карты рождения.
Если же Луна в карте рождения убывающая [ 180° < (СО – ЛУ) < 0° ] , (от полнолуния до новолуния) – место Луны при рождении рассматривать как Десцендент зачатия, а Луну зачатия – как Десцендент рождения.

2. Если в карте рождения Луна растущая и находится над горизонтом или убывающая и под горизонтом – продолжительность беременности меньше 273 дней. Если же она убывающая и над горизонтом или растущая и под горизонтом – продолжительность беременности больше 273 дней.

3. Количество дней, на которое следует увеличить или уменьшить срок беременности определяется следующим образом:

Расстояние в градусах от Луны до Асцендента в карте рождения, если Луна под горизонтом, или до Десцендента – если над горизонтом (всегда от Луны по часовой стрелке до горизонта, как результат естественного движения Луны вследствие вращения Земли, а не перемещения ее по Зодиаку) делится на 12 и частное от деления прибавляется или вычитается из 273 дней (среднее время беременности, равное 9 гражданским или 10 лунным месяцам или 39 неделям), определяя истинную продолжительность внутриутробного периода. При этом: 12° = 24 час., 6° = 12 час., 3° = 6 час., 2° = 4 час., 1° = 2 час., 30' = 1 час., 15' = 30 мин., 10' = 20 мин., 5' = 10 мин., 1' = 2 мин.

Количество дней между Эпохой зачатия и рождением  приведены в следующей таблице:



В колонке «градусы» – это, строго говоря, количество градусов наклонного восхождения, находящихся между луной и горизонтом, к которому, вследствие вращения Земли, она приближается, т. е. Асцендентом, если она под горизонтом, и Десцендентом, если – над горизонтом. Но в практических целях их можно считать градусами Зодиака.

Для избежания ошибки вычисления продолжительности беременности при переходе через високосный год, следует уточнить день недели 273-го дня, от которого будет вестись отсчет дней в сторону уменьшения или увеличения. Этот день недели всегда должен совпадать с днем недели дня рождения.

Для нахождения точного времени рождения рекомендуется поступать следующим образом:

1) для указанного времени рождения рассчитать гороскоп и определить положение Луны, Солнца и Асцендента;

2) по отношению Луны к Солнцу (растущая или убывающая) определить, какая точка горизонта (Асцендент или Десцендент) символизируется Луной (см. п.1. правила, приведенного выше);

3) по отношению Луны к горизонту (над горизонтом или под) определить продолжительность беременности (больше средней или меньше) в соответствии с п.2. приведенных правил;

4) определить количество дней (D бер), на которое продолжительность беременности отличается от средней (см. п.3. приведенных правил);

5) зная день рождения и найденную продолжительность беременности [ Тбер=273(+/-)D бер] , вычислить день зачатия, предварительно проверив соответствие дней недели дня рождения и предшествующего 273-го дня.

При расчете дня зачатия, сутки, на количество которых следует изменить продолжительность беременности, нужно рассматривать как биологические, а не календарные (т. е., отсчет их следует вести от исходного времени рождения применительно к 273-му дню), так как возможно их несоответствие.

Например: беременность продолжалась на 3,85 биологических суток
(3 суток, 20 часов, 24 мин) больше средней (т. е. почти на четверо суток), но при исходном времени рождения Тр = 02 часа 15 мин, количество календарных суток, отсчитываемых от Тр 273-го дня
(2h 15m + 20h 24m = 22h 39m), не превысит трех (до конца третьих календарных суток остается еще 1 час 21 мин. Если же продолжительность беременности меньше средней, то, при тех же условиях, ее нужно уменьшить на 4 дня (2h 15m – 20h 24m = -18h 09m). Знак «-» указывает на то, что к вычисленному значению D бер нужно добавить еще одни сутки (-18h 09m + 24h = 05h 51m);

6) по эфемеридам определить звездное время [ ST0(зач)] на начало суток дня зачатия;

7) по таблицам Домов определить звездное время (STзач ) восхода градуса Луны в карте рождения, в случае, когда она символизирует Асцендент зачатия. Если же она служит указателем Десцендента зачатия (см. п1.), то определяется прямое восхождение МС (STзач ) того же градуса, но противоположного Знака;

8) вычислить гринвичское время зачатия (GMTзач) по формуле:
GMTзач = STзач – ST0(зач) – D LT, где D LT – поправка за долготу места рождения;

9) по вычисленному времени зачатия рассчитать положение Луны в момент зачатия, градус которого укажет Асцендент (или Десцендент) истинного момента рождения;

10) по таблицам Домов определить звездное время (STр) восхода градуса Луны в карте зачатия, если она служит указателем Асцендента рождения. В противном случае следует поступить как в п.7);

11) вычислить гринвичское время рождения (GMTр) по формуле:
GMTр = STр – ST0(р) – D LT;

12) вычислить местное время рождения (LTр):
LTр = GMTр + D LT;

13) вычислить поправку к звездному времени рождения (D STр) по формуле:
D STр = LTр х 237 / 1440 [ мин] ;

14) внести изменения за вычисленную поправку в формулу вычисления GMTр (п. 11);
GMTр = STр – ST0(р) – D STр – D LT;

15) вычислить местное гражданское время рождения:
Тр = GMTр + №п + (1hд) + (1h л), где: №п – номер часового пояса;
(1hд) – поправка за декретное время;
(1h л)- поправка за летнее время.

А. Лео [ 9] считает, что данный метод работоспособен в значительном большинстве случаев, но в случае семимесячного рождения он не применим.

Бируни же [ 2] находит его «достаточным для действия» в любом случае. Для этого «...желательно узнать от матери, родился ли ребенок на седьмом, восьмом, девятом или десятом месяце беременности.[ Имеется в виду сидерический (возвращение Луны к той же неподвижной звезде) или тропический (возвращение к той же долготе) лунный месяц продолжительностью 27,32 сут.] . Если ты узнал это, то рассмотри гороскоп и расположи конфигурацию небес приблизительно в полученное время. Если Луна – в градусе гороскопа, то для градуса оплодотворения возьми те же градусы и рождение происходит после нескольких полных периодов Луны: если рождение – на седьмом месяце, то это 191 день и 6 часов, если на восьмом месяце – то 218 дней и 13 часов (в случае рождения на восьмом месяце – безразлично, родился ли он живым или нет), в случае рождения на девятом месяце – 245 дней 21 час, при рождении на десятом месяце – 273 дня 5 часов».

При этом, для определения продолжительности беременности он использует среднюю тропическую скорость Луны, равную 13° 11' в сутки. «Если Луна не в градусе гороскопа, то над Землей или под Землей. Если она над Землей, то найди , сколько градусов от градуса Луны до градуса гороскопа и считай каждые 13° 11' за 1 день, а за каждый 1° бери 1 и 5/6 часа (т. е. 1час 50 мин), за каждую минуту градуса бери минуту и 5/6 минут часа (т. е. 1 мин 50 сек). Полученные тобой дни, часы и минуты вычти из дней того месяца, о котором тебе сообщили. ( Т. е., если Луна над горизонтом – продолжительность беременности меньше средней вне зависимости от ее фазы ). Если же Луна находится под Землей, то найди, сколько градусов от градуса гороскопа до градуса Луны ( – в первом случае от Луны до гороскопа, здесь от гороскопа до Луны – ошибка ) и повтори указанное выше действие. Полученные тобой дни, часы и минуты прибавь к дням того месяца, о котором тебе сообщили. (Продолжительность беременности больше средней). То, что получится после сложения или вычитания – срок пребывания ребенка в утробе матери. Возвратись назад с этим сроком от времени рождения. То, чего ты достигнешь – время оплодотворения. После этого установи положение Луны и считай градусы гороскопа для рождения градусами Луны. Если здесь все правильно, это соответствует нашему рассказу о принципах определения времени оплодотворения, указываемых знатоками этого искусства».

В составленном гороскопе зачатия, по мнению автора статей «Астрология в наши дни» («Ребус», 1908 г.), можно наблюдать следующие возможные положения:

1) Асцендент занимает один из, так называемых, «критических» градусов или находится вблизи него.
2) Луна тоже находится в «критическом» градусе или близко от него.
3) Асцендент и Луна оба занимают одно из таких мест.
4) Ни Асцендент, ни Луна не находятся в «критических» градусах.

«Критическими» градусами считаются:

1) 0° кардинальных Знаков – Овен(ж), Рак(ж), Весы (м), Козер.(м);
2) 4 2/7°( 4° 17' 08» ) мутабельных Знаков – Близн.(м), Дева(ж),Стрел.(ж), Рыбы(м);
3) 8 4/7° ( 8° 34' 17» ) фиксированных Знаков – Телец(ж), Лев(м), Скорп.(м), Водолей(ж);
4) 12 6/7° (12° 51' 25» ) кардинальных Знаков – Овен (м), Рак (ж), Весы(ж), Козер.(м);
5) 17 1/7° (17° 08' 34» ) мутабельных Знаков – Близн.(ж), Дева(ж), Стрел.(м), Рыбы(м);
6) 21 3/7° (21° 25' 43» ) фиксированных Знаков – Телец(м), Лев(м), Скорп.(ж), Водолей(ж);
7) 25 5/7° (25° 42' 51» ) кардинальных Знаков – Овен(ж), Рак(ж), Весы(м), Козер.(м).
При этом, из числа четырех Знаков 1-й категории (0° ) Весы и Козерог считаются мужскими Знаками, а Овен и Рак – женскими.
Во 2-й категории Близн. и Рыбы- мужские, а Дева и Стрел. – женские.
В 3-й – « -Лев и Скорп.- мужские, а Телец и Водол.- женские.
В 4-й – « – Овен и Козер.- мужские, а Рак и Весы – женские.
В 5-й – « – Стрел. и Рыбы – мужские, а Близн. и Дева – женские.
В 6-й – « – Лев и Телец – мужские, а Скорп. и Водол. – женские.
В 7-й – « – Весы и Козер. – мужские, а Овен и Рак – женские.

Если Асцендент находится в одном из мужских «критических» градусов, то родится мальчик; если же Луна находится в женском «критическом» градусе – то девочка.

Таким образом, «...гороскоп, составленный на момент зачатия имеет то практическое значение, что позволяет определить не только верный час рождения, но также дает возможность, на основе анализа положения Асцендента и Луны, судить о том, кто родится – мальчик или девочка, а также, путем сравнения, обеспечивает возможность получения более обстоятельного представления о физических и психических качествах родившегося».
(«Астрология в наши дни», 1908 г.)

Приведенная выше методика уточнения часа рождения по времени зачатия излагается в работах многих авторов. Но, в то же время, каждый из них либо что – то недоговаривает, либо считает все настолько само собой разумеющимся, что не считает нужным расходовать слова и энергию на описание деталей.

Так, например, в описании метода у Бируни [ 2] отсутствуют указания на фазы Луны при определении продолжительности внутриутробного развития, а также не вполне понятно, в чем отличие между «расстоянием от гороскопа до Луны» и «расстоянием от Луны до гороскопа». Вронский [ 4] и Трояновский [ 14] при определении продолжительности беременности рекомендуют «выразить в градусах расстояние от Луны до Асцендента или Десцендента (смотря по тому, к чему она ближе)» в то время как А. Лео [ 9] и Я. Кефер [ 8] предлагают учитывать фазы Луны и положение ее относительно горизонта. Вронский, Трояновский и А. Лео в расчетах используют среднюю синодическую скорость Луны (синодический цикл – от полнолуния до полнолуния – составляет 29,53 сут), равную 12° (точнее – 12,19° , или 12° 11' 24»), Бируни – среднюю тропическую скорость – 13° 11' , а Кефер предлагает использовать «среднюю скорость движения Луны в период зачатия (от 12° до 14° за день)». И т. п. Да и сам способ определения продолжительности беременности на основании использования приведенной таблицы изложен недостаточно корректно. Вернее, он никак не изложен, считая, что здесь все говорит само за себя. Но в приведенном примере, «показывающем метод в работе», А. Лео рассуждает следующим образом: «...Луна, будучи над Землей, перемещается к Десценденту или западному горизонту. Расстояние от него, от 1° 13' Рыб до 15° 31' Овна (Луны), около 44° , и поэтому мы смотрим в таблице на строку с числом 48° , ближайшим к найденному». (?). Почему?

Ведь число 44 входит в интервал 36° ё 47° 59' или 36° 01' ё 48° и должен определяться предыдущей строкой с числом 36. При этом отсутствует указание как учитывать вычисленное время изменения беременности. Считать эти сутки календарными или биологическими? У Бируни, правда, есть четкое указание на то, что отсчитывать вычисленное время следует от указанного времени рождения, т. е. имеются в виду биологические сутки.

В силу таких разночтений в описании метода и сложности вычислений, а главное, очень скромных теоретических предпосылок, Трутина Гермеса, как метод ректификации гороскопа, имеет много противников, основными аргументами которых являются:
1) рождение близнецов (однояйцевых);
2) невозможность точного определения момента зачатия.

Первое возражение базируется на официальной точке зрения современной медицинской науки, которая формулируется следующим образом: «Однояйцевые близнецы возникают из одного оплодотворенного яйца – зиготы, поэтому их называют также монозиготными. На ранних стадиях беременности зигота делится на две или более изолированные друг от друга части, каждая из которых развивается в самостоятельный организм. У однояйцевых близнецов – общая плацента. Они имеют одинаковый генотип, всегда одного пола, имеют одинаковую группу крови и внешне очень похожи друг на друга». [3] .

Исходя из этой теории, Айзин в своей работе [1] пишет: «Если близнецы однояйцовые, то их зачатие происходит одновременно, что бы ни считать моментом зачатия, а рождаются они в разное время (хотя интервал и небольшой, но он значительно больше точности ректификации). Следовательно, между моментом зачатия и моментом рождения близнецов нет жесткой однозначной связи и нет никаких оснований считать, что такая связь существует в других случаях».

Но слабым местом данной теории является причина разделения зиготы. Да и сама возможность разделения представляется сомнительной. Если бы однояйцевые близнецы были всегда разнополыми, можно было бы предположить, что вторая половина хромосомного набора половых клеток родителей (XX – для девочек и XY – для мальчиков) реализовала свои потенции. Но так как теория утверждает, что близнецы «всегда одного пола» (т. е. XX и XX или XY и XY), – это уже может служить указанием на то, что в процессе зачатия даже однояйцевых близнецов участвуют два или несколько сперматозоидов (в случае рождения близнецов более двух – если такое возможно для монозиготных близнецов), так как в составе каждого сперматозоида только по одной X- и Y- хромосоме.

Вероятно, более правильным подходом к решению данной проблемы, может служить рекомендация Гиппократа [ 5] изучать эмбриологию цыпленка, в которой он находит большое сходство с развитием человека. «...цыпленок растет в яйце и совершенно таким же образом разделяется на члены, как дитя... Возникает он из желтка, а пища и рост идут ему из белка, находящегося в яйце». Приводя описание человеческого яйца, пробывшего в матке в продолжение шести дней и потом выпавшего наружу, он пишет: «...если кто-нибудь у сырого яйца снимет со всех сторон внешнюю скорлупу и во внутренней оболочке будет просвечивать внутренняя влага, – вот такой вид был у него, вкратце говоря. Было оно красное и круглое; в оболочке виднелись также белые и толстые волоконца, находящиеся в ней, и вокруг оболочки снаружи – кровяные сгустки. По середине оболочки отходило нечто тонкое, что мне показалось пуповиной; через нее вначале идет дыхание наружу и внутрь, и от нее протягивалась вся оболочка, охватывавшая семя. Вот таким видел я семя, имеющее 6 дней».

Здесь можно сомневаться в правильности установления даты зачатия (хотя признано, что профессиональная честность древних исследователей была несравненно выше современных), но сходство зародыша человеческого яйца с куриным французским эмбриологом и гистологом Чарльзом Робеном признается достоверным.

Исходя из этого сходства, можно предположить, что, так же как в куриных яйцах иногда можно встретить наличие двух желтков, так и в женской яйцеклетке может быть два (или несколько) центров зачатия, которые не могут быть инициированы одним сперматозоидом, и каждый зародышевый центр должен быть оплодотворен своим персональным сперматозоидом. А в таком случае, одновременность оплодотворения нескольких центров зачатия представляется весьма проблематичной. Проникновение различных сперматозоидов в одну яйцеклетку необходимо должно быть разнесено во времени, что, в конечном счете, выливается в различное время рождения близнецов.

Таким образом, утверждение об одновременности зачатия близнецов очевидно представляет собой подмену понятия «зачатие» понятием «соитие».

Второе возражение, автором которого является Секст Эмпирик, достаточно хорошо аргументировано, и, несмотря на весь его скептицизм, заслуживает внимания. Он пишет: «...момент рождения того, кто относится к их (халдеев) наблюдению, они принимают более отдаленно или с момента извержения семени и зачатия, или с момента родов. Но они не могут это относить к моменту извержения семени и зачатия, поскольку в точности нельзя воспринять его время. Мы ведь не можем сказать, происходит ли зачатие одновременно с внедрением семени или не одновременно. Это может происходить и в одно мгновение мысли подобно разведенной водой муке, которую бросили на раскаленную жаровню (она ведь склеивается тотчас же). Может это происходить и после известного времени, потому что и семена, брошенные в землю, не сразу пускают корни и связываются с окружающим грунтом.

Кроме того, поскольку существует расстояние от шейки матки до ее дна, где, по мнению ученых – врачей, и происходит зачатие, то извергаемое вещество семени должно этого достигать в течение известного времени. Халдеи, в точности не знающие продолжительности этого времени, ни в коем случае не могут воспринять и момента зачатия. А поскольку семя иной раз извергается быстро и сразу попадает на те самые места матки, которые благоприятны для зачатия, в другой же раз появляются в рассеянном виде, так что оно в состоянии собраться в одно место только силами самой же матки, то оказывается совершенно неизвестным, когда совершается первое и когда происходит второе, а также каково то время, которое тратится на одно зачатие и каково – на другое. Но если оно неизвестно, то исчезает и восприятие в точности момента зачатия. [13] .
То есть, здесь, на довольно высоком профессиональном уровне, доказывается, что истинный момент зачатия является «тайной за семью печатями», проникнуть в которую, на современном уровне знаний, пока невозможно.

Но этого и не требуется!