Другие авторы
Дружинина Наталья Валентиновна

Астрология и психология. Базовые элементы. Часть II

Юпитер и Нептун. До сих пор в большинстве учебных пособий по психологии – как отечественных, так и зарубежных – отсутствуют разделы, посвященные целеполаганию и оценке субъектом результатов действия. В целом регулятивные аспекты психики все еще остаются менее изученными в психологии по сравнению с познавательными или даже коммуникативными процессами несмотря на их важность.

Описание процесса целеполагания близко к характеристике Юпитера, Нептуну соответствует процесс воображение. Процессы целеполагания и воображения не связаны одной главой, но оба они названы ориентировочными процессами, поскольку направлены на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Воображение строит целостный образ ситуации раньше детализированной картины созерцаемого. Образ (мечта) – продукт деятельности бессознательного, результат воображения (однокоренные слова). Определив цель – это уже образ, «обработанный» сознанием, – личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Мечты и цели являются жизненными ориентирами.

Целеполагание – процесс, контролируемый сознанием, воображение – процесс адаптационный, бессознательный.

Юпитер. Предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира, является основой формирования целей у человека. Цель, этот осознанный образ, приобретает побудительную силу, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с системой мотивов.

Цель – центральный момент в процессе осуществления действия и главный механизм формирования новых действий человека. Система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия названа П.Я. Гальпериным ориентировочной основой действия. Выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия. Это ориентировка на новое значение объектов, их свойств или отношений, значение, которого они не имели в прошлом опыте и которое они впервые приобретают благодаря ориентировке в наличной ситуации. Обеспечивая успешное приспособление действий к индивидуально меняющимся ситуациям, ориентировочная основа действия становится также ключевым звеном в процессе обучения, формирования новых действий и чувственных образов, понятий, а также их дальнейшего использования. Результат можно назвать расширением возможностей.

Достижение поставленной цели при условии удовлетворенности результатами достигнутого расценивается как успех. Достижение слишком легких целей не вызывает у человека ощущения успеха. Однако в результате постепенного увеличения трудности целей это ощущение возникает и усиливается. Достигая уровня трудности, соответствующего способностям личности, субъект получает максимум удовлетворения от успешного выполнения задач.

В рамки этого процесса входит самоутверждение – фундаментальная потребность человека в самовыражении и самораскрытии. Мотив самоутверждения – стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существования, обеспечение положительного социально-психологического статуса в коллективе, обществе.

НептунВоображение (фантазия) – психический процесс, выражающийся в построении новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер. При этом оно выполняет ключевую функцию в порождении и структурировании образа мира. Этот образ может быть более адекватный или менее адекватный, более полный или менее полный… иногда даже ложный… Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как целостный образ ситуации уже строится раньше детализированной картины созерцаемого.

Если процесс мышления действует преимущественно в ситуациях с известными исходными данными, то механизмы воображения включаются, если эти данные с трудом поддаются анализу. Образы открывают субъекту окружающий мир и возможность ориентироваться в нем, они выполняют функцию регулятора действий. Один из парадоксов воображения состоит в том, что часто предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. С этим связано явление, называемое  ясновидением.
Одной из фундаментальных характеристик воображения является способность смотреть на мир как бы глазами другого человека, в пределе – всего человеческого рода.

Внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование) – эмпатия (от греч. еmpatheia – сопереживание). Эмпатический способ общения предполагает отказ на время от своих собственных позиций. Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым, но все-таки он переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сопереживание может возникнуть как по отношению к наблюдаемым (воображаемым) чувствам другого, так и к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Эмпатическая способность возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов, например, у людей, связанных кровными узами или принадлежащих одной этнической группе.

Сатурн и Уран. Процессы, соответствующие этим планетам, рассматриваются в одной главе – контроль и планирование.

Планирование (или предвосхищение – по терминологии Найссера) (Уран) предполагает подготовку необходимых схем к использованию и тем самым не дает сталкиваться двум конкурирующим способам поведения. Блокировка (Сатурн) не позволяет подключаться к выполнению действий множеству самых разнообразных схем, если одна из них находится в работе. Оба процесса нужны для предотвращения хаоса поведения.
Процесс возбуждения (Уран) вместе с торможением (Сатурн) образует основу высшей нервной деятельности. Их динамика накладывает печать на все акты поведения, вплоть до самых сложных, а их индивидуальные особенности определяют тип высшей нервной деятельности.

Сатурн. Контроль – проверка. В ходе выполнения действия индивид тестирует (проверяет, идентифицирует, определяет) наличие расхождения между требуемым и наличным состоянием, что-то делает, чтобы устранить обнаруженное несоответствие, снова тестирует ситуацию на наличие расхождения; если расхождение не устранено, то действует снова, а если устранено, прекращает действие, или выходит из цикла. Иными словами, система получает обратную связь – информацию о ходе реализации программы и результате действия. За счет получения обратной связи система приобретает способность оценивать степень достижения желаемого (насколько досконально я изучил литературу, укладываюсь ли я в срок и т. п.) и корректировать свое поведение.
Критерий соотнесения представляет собой некоторый внутренний стандарт (некоторое представление о желательном положении дел), с которым сравниваются параметры текущей ситуации. В качестве внутреннего стандарта могут выступать общественные нормы поведения, правила и инструкции осуществления определенных видов деятельности или конкретная значимая для человека личность, авторитетподражание которой является элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.). Внутренние стандарты являются ограничителями, в пределах которых человек осуществляет контроль за ситуацией, а при отступлении от эталона прекращает действия.

Блокировка действия связана с механизмом торможения. Торможение – нервный процесс, противоположный возбуждению; проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма. Торможение играет существенную роль в координационных и поведенческих актах целостного организма.

Применительно к структурам центральной нервной системы торможение – это ослабление, подавление или полное выключение деятельности под влиянием разного рода воздействий.

Уран символизирует процесс планирования или предвосхищения – способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. У человека это способность представить себе возможный результат действия до его осуществления, а также возможность в схематической форме представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена. Прогнозы-открытия и прогнозы-ожидания служат для гибкой адаптации человека к окружающему миру.

Активным ответом на раздражение является возбуждение – реакция организма на воздействие различных факторов внешней и внутренней среды. При возбуждении живая система переходит из состояния относительного физиологического покоя к деятельности.

Для нервной системы это основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки. Благодаря этому нервные клетки приобрели способность передавать сигналы от одних структур организма к другим. Тем самым возбуждение стало носителем информации о свойствах поступающих извне раздражений и вместе с торможением – регулятором активности всех органов и систем организма.

Жажда новых ощущений, по мнению Цукермана, является оптимальным типом возбуждения и имеет под собой отчетливую нейрохимическую подоплеку. Она положительно коррелирует с импульсивными аспектами экстраверсии, с рискованным поведением (прыжки с трамплина) и выбором опасной профессии. Люди, для которых жажда новых впечатлений стала личностной чертой, как правило, стремятся найти их в волнующих, захватывающих переживаниях.

Одним из состояний, производных процесса предвосхищения, является инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть) – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание, «схватывание» отношений и структуры проблемной ситуации. Происходит интеграция информации, содержащейся в памяти, и имеет место спонтанное нахождение новогооригинального решения, которое приходит мгновенно, без проб и логических рассуждений.

Одно из свойств личности с развитым процессом предвосхищения – креативность – это способность отказываться от стереотипных способов мышления, способность привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации.

Чувство юмора неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке.

Дихотомия психики.

Приведенная параллель с психологией показала, что у психологов процессы, соответствующие парам планет – соуправителям знаков, – тоже соединены. Только процессы целеполагания и воображения описываются в разных главах, скорее всего, в силу слабой изученности первого. Несмотря на это подчеркнута их связь, и оба они названы процессами ориентации.

Процессы левого столбца Таблицы 1 регулируются сознанием, это процессы, характеризующие индивидуальную составляющую психики. В правом столбце – бессознательные процессы, обеспечивающие индивиду возможность взаимодействия с коллективом. Все три метапроцесса, соответствующие высшим планетам, являются адаптационными. Адаптация – это процесс выработки приспособлений к внешней среде, это умение не только говорить, но и понимать, что тебе хотят сказать другие, это способность не только добиваться своих целей, но и не мешать жить другим, учитывая цели коллектива, в котором ты живешь, это способность действовать во взаимодействии с другими.

Процессы, стоящие рядом в строках Таблицы 1 – взаимодополнительные.
Принцип дополнительности – один из важнейших принципов квантовой механики, сформулированный в 1927 году Нильсом Бором. Согласно этому принципу, для полного описания квантовомеханических явлений необходимо применять два взаимоисключающих («дополнительных») набора классических понятий, совокупность которых дает исчерпывающую информацию об этих явлениях как оцелостных.

Например, дополнительными в квантовой механике являются пространственно-временная и энергетически-импульсная картины. Но значение принципа дополнительности выходит далеко за пределы квантовой механики, где он возник первоначально. Бор сам хорошо понимал методологическое значение сформулированного им принципа: « <...> целостность живых организмов и характеристика людей, обладающих сознанием, а также человеческих культур представляют черты целостности, отображение которых требует типично дополнительного способа описания». Взаимодополнительными являются такие категории, как форма и содержание, качество и количество, явление и сущность, предмет и его свойства, состояние и процесс, прошлое, настоящее и будущее, и т.
д.

Процессы, соответствующие соуправителям в Таблице 1 (Марс-Плутон, Юпитер-Нептун, Сатурн-Уран), реализуют один принцип, но разными путями (с разных позиций). Процессы правого столбца достигают того же результата, что и их «сознательные» прообразы, но безвременно, иррационально, минуя цепь последовательных операций. Чем больше представлен один из них – тем меньше второй, это принцип рычажных весов.  Активность одной из систем противоречит другой, и, следовательно, они мешают друг другу, являются взаимодополнительной нагрузкой (Инь – Янь). В диалектической логике взаимодействие парных взаимно связанных противоположностей считается источником движения и развития. В оккультизме это называется принципом полярности.

Это можно пояснить на примерах.

Чем меньше согласуется действие человека (Марс) с действиями большинства людей (Плутон) в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено личностными факторами. Чем чаще и чем заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое поведение (Марс), тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства). Плутон склоняет к стереотипным действиям. Акция обычно осознанна, имеет намерение и цель, в отличие от реакции, имеющей разную степень осознанности и часто бессознательной. Когда боксер наносит удар (Марс), у него снижается защитная реакция (Плутон) и он наиболее уязвим для встречного удара.

Определение цели как осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, предполагает одновременное участие в процессе целеполагания обоих уровней психики – сознательного и бессознательного. Образ – продукт деятельности бессознательного (Нептун). Цель – образ, «обработанный» сознанием (Юпитер). Мечта превращается в цель, если человек надеется ее осуществить, правильно спланировав и осуществив свою деятельность. Или остается мечтой, если цель была поставлена неправильно или если человек ничего не делает для ее достижения.

Планирование (Уран) и контроль (Сатурн) – два конкурирующих способа поведения. Но оба процесса нужны для предотвращения хаоса поведения. Первый ищет необходимые схемы к использованию. Если схема найдена, блокировка не позволяет подключаться к выполнению действий множеству других схем.

Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать в конфликте между традиционным (Сатурн) и новым (Уран) на каждом шаге креативного процесса: в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах. Оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом. Творческие люди  живут в этих двух режимах, сменяющих друг друга.

Взаимодополнительность видимых и невидимых планет в том, что они связаны единством принципов, а реализуют они эти принципы каждая в своем мире. Принцип Сатурна и Урана – структура, но Сатурн – это структуры видимого мира, Уран – структуры невидимого мира, Юпитер и Нептун – ориентация, но Юпитер – ориентация во внешнем мире, а Нептун – во внутреннем, Марс и Плутон – это индивидуальная и коллективная воля.

Планета, попадая в неадекватную для себя зону, проявляет свойства, противоположные своим. И если мы «навесим» логический знак отрицания на характеристики видимых планет, можем записать следующие равенства.

Например, в видимом мире:
  • порядок (Сатурн) = беспорядок (Уран),
  • ориентация (Юпитер) = дезориентация (Нептун), 
  • активность (Марс) = реакция (Плутон).

Уран в проявленном мире «взрывает» установившиеся границы, может быть, уже давно устаревшие, несет хаос, но вместе с тем и создает новые структуры, адекватные новой космической ситуации.

Нептун размывает существующие представления о морали, этике, предлагает новые идеалы, вносит неопределенность, уводит человека в мир иллюзий, а конкретное планирование заменяет мечтами.

Плутон перемалывает своими жерновами устаревшие формы общественной жизни, отбирая и трансформируя только те из них, которые могут адаптироваться к новым условиям. Коллективная воля сметает, стирает, отменяет индивидуальную. «Плутон парализует волю, порождает ужас, стирающий личность, полностью ее нивелирует, создает впечатление действия высшей, неодолимой силы». 

Можно предложить психологам изменить структуру учебников так: объединить процессы целеполагания и воображения в одну главу, назвав ее «Ориентационные процессы», а процессы активности и реактивности объединить в главу «Волевые процессы».

Солнце и Луна. Мы уже несколько раз употребляли термины сознание и бессознательное, не вводя их определений. Но теперь, когда мы на конкретных примерах поняли, о чем идет речь, вернемся к этим основополагающим категориям.
«Сознание – высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно-историческому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности. Анализ структуры этой моделирующей системы, ее генезиса и функционирования выступает задачей психологического исследования индивидуального сознания» [Петренко В.].

Осознанно мы воспринимаем происходящее, реагируем, накапливаем свой опыт, используя при этом общественный опыт, развиваемся, на основе освоенного можем прогнозировать события, планировать, моделировать свою деятельность и претворять планы в жизнь. Сознание формируется в деятельности. Деятельность – это система процессов, приведенных в левом столбце Таблицы 1.

Символ сознания – Солнце, по своему значению стоящее как бы над планетами, по отношению к ним в качестве центра выполняющее регулирующие функции. Солнце – центр, источник, сознание индивидуальности.

Носителем бессознательного является душа. К сфере бессознательного относятся, как уже говорилось выше, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, инстинкты, привычки, манера поведения, интуиция, а также продукты материальной и духовной культуры и язык.

Символом души в астрологии является Луна, которая и характеризует инстинктивную сферу жизни человека. Но Луна символизирует бессознательное личности и не является бессознательным для субъекта, включающего эту личность, т. е. для коллектива, т. к. это коллективное сознание, означающее совокупность всех сознательных актов и содержание сознания, которые свойственны каждому члену человеческого единства. «Толпа от самой многочисленности своей приобретает некий большой коллективный здравый смысл, и те, у кого по отдельности рассудка мало, оказавшись все вместе, имеют его в изобилии» (Плиний Младший). Если функцией сознания является деятельность, то функцией бессознательного – адаптация. Адаптация – тоже деятельность, внутренняя деятельность. К сфере бессознательного относятся планеты, приведенные в правом столбце Таблицы 1. 

 Хотя Солнце и Луна считаются планетами, в ряду планет они на особом положении. Это королевская пара, символизирующая основную дихотомию человеческой психики: «Сознание – Бессознательное». Сознание (Солнце) представляет собой с одной стороны процесс, с другой стороны, систему, включающую в себя пять процессов, символизируемых видимыми планетами, и является регулятором этих процессов. Хорошая иллюстрация этому – правая рука с пятью пальцами. Бессознательное (Луна) – также сложный процесс, регулирующий неосознаваемые процессы, символизируемые высшими планетами. Это левая рука с пятью пальцами. Парадокс в том, что Луна, являясь ближайшим к нам астрономическим телом, регулирует психические процессы, символизируемые наиболее удаленными от нас планетами. «Руководя» невидимыми планетами, является самым ярким после Солнца телом, правда, видима не всегда, а обратную свою сторону не показывает никогда, и это было бы вечной тайной, если бы не достижения современной техники. А не чудо ли то, что оптические размеры светил совпадают? Хотя, так и должно быть в силу зеркальности видимого и невидимого миров.

В астрологии невозможно пренебрегать высшими планетами, поскольку они символизируют часть психики человека, отвечающую за взаимодействие с социумом.

Рассматривать в карте только Солнце и пять видимых планет – все равно что изучать поведение человека в одиночной камере. Семь планет (+Луна) – большее приближение к личности, но недостаточное. Луна, как регулятор деятельности бессознательного, является формой выражения взаимоотношений человека с внешним миром, но как конкретно он это делает, показывают положения и аспекты высших планет. Рассматривать в карте только Луну без высших планет (левая рука без пальцев) – то же, что Солнце – без видимых (правая рука без пальцев). А, может быть, оставить только два светила? Ведь массу информации мы уже имеем, зная положение Солнца в знаке (хотя многие пренебрегают этой информацией). Рассмотреть еще Луну – и хватит?

Так поступил известный психолог К. Юнг. Описанию королевской пары Солнце–Луна он посвятил свой последний огромный труд «MYSTERIUM CONIUNCTIONIS». «Образующие coniunctio факторы представляются противоположностями, как противостоящими друг другу в силу своей взаимной враждебности, так и притягивающими друг друга в силу своей взаимной влюбленности. Прежде всего они образуют дуальность; например, противоположностями являются huidum (влажный) – siccum (сухой), (холодный) – (теплый), spiritusanima (дух-душа) – corpus (тело), (огонь) – (вода), (мужской) – (женский), Sol (Солнце) – Luna (Луна). Пары противоположностей составляют феноменологию парадоксальной самости, совокупности человека». Так объяснил Юнг взаимодополнительность Солнца и Луны.

Деятельность и адаптация – различ­ные психические системы, равно необходимые для жизнедея­тельности человека – являются взаимосвязаными и взаимодополнительными. Друг без друга они существовать не могут. Если усиливается один из этих системообразующих процессов – автоматически ослабевает другой. Люди могут функционировать в различных режимах. В хорошо осознанном логическом режиме они не имеют доступа к своему интуитивному опыту. Если же в своих действиях они опираются на интуитивный опыт, то тогда они не могут осуществлять сознательный контроль и рефлексию своих действий.
Кажется, мы можем что-то делать и одновременно следить за собой. Например, писать – и следить за почерком, читать вслух – и следить за выразительностью чтения. Но это не совсем так. Известно, что наблюдение за ходом собственной деятельности мешает этой деятельности, а то и вовсе ее разрушает: следя за почерком, мы можем потерять мысль; стараясь читать с выражением – перестать понимать текст. В психологии специально исследовался вопрос о возможности одновременного осуществления двух деятельностей.

Было показано, что это возможно либо путем быстрых переходов от одной деятельности к другой, либо если одна из деятельностей относительно проста и протекает «автоматически». Например, можно вязать на спицах и смотреть телевизор, но вязание останавливается в наиболее захватывающих местах; во время проигрывания гамм можно о чем-то думать, но это невозможно при исполнении трудной пьесы.

Процессу сознания соответствует состояние бодрствования, процессу бессознательного – сон. Бодрствование и сон являются крайними состояниями спектра активности. Переход из одного состояния в другое происходит постепенно. Утром мы не сразу приходим в состояние четкого сознания, часто даже встав с постели, говорим, что проснуться не можем, хотя двигаемся и общаемся с близкими. Вечером мы часто откладываем решение проблемы, говоря «утро вечера мудренее», так как сознание лучше всего работает утром после окончательного пробуждения.

Удивительно, почему традиция не соединила в качестве соуправителей Рака и Льва светила Солнце и Луну, и почему современные астрологи не делают этого. Это кажется совершенно естественным.


Принцип Солнца и Луны – сознание, но Солнце – сознание личности, Луна – коллективное сознание, для индивидуума Луна это бессознательное.
  • сознание (Солнце) = бессознательное (Луна)

Солнце – сознание, активность, рациональность. Луна в видимом мире – неосознанное поведение, пассивность, иррациональность.

Связаны ли процессы, соответствующие светилам, в общей психологии? Такая связь есть: в учебниках по психологии после вводной главы идет глава «Сознание и бессознательное», где эти процессы рассматриваются как дополнительные: бессознательно все, что не осознается. Далее идет глава «Деятельность и адаптация», в которой деятельность рассматривается как функция сознания, а адаптация как функция бессознательного. Это системные процессы, остальные процессы рассматриваются вслед за ними.

Можно сделать короткий промежуточный вывод:

  • ПСИХИКА = СОЗНАНИЕ + БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • ЛИЧНОСТЬ = ИНДИВИДУАЛЬНОЕ + СОЦИАЛЬНОЕ