Другие авторы
Дружинина Наталья Валентиновна

Астрология и психология. Базовые элементы. Часть III

Прогнозирование новых элементов

Итак, восемь планет связаны отношением дополнительности и восемь знаков зодиака имеют по два управителя. Четырем знакам повезло меньше: Телец с Весами и Дева с Близнецами имеют по одному управителю (Венера и Меркурий соответственно). Высших планет для них не хватило. Но стоит вспомнить о древних шумерских преданиях, которые  сообщали о том, что двенадцать Великих Богов, рожденные на небесах, были Богами Неба, спустившимися на землю; им соответствовали 12 созвездий «на небесном своде». Может быть, имеет смысл поискать «половинки» двум планетам, характеризующим индивидуальность и называемым личными: Меркурию и Венере?

Меркурий символизирует мышление, Венера – эмоции. Может быть, их «половинки», согласно принципу симметрии относительно границы видимого и невидимого миров, которому подчиняются планеты от Марса до Плутона, находятся всех дальше от Солнца? Но астрологи знают о существовании планеты за Плутоном – Прозерпины, которая с большой долей вероятности составляет пару Венере в управлении Тельцом и Весами. Есть таблицы движения этой планеты и приблизительно известны ее функции. И некоторые астрологи предполагают о существовании самой дальней планеты солнечной системы (назовем ее Икс) и последней значимой для нас (12 знаков зодиака – 12 планет), которая может управлять Девой и Близнецами. Гипотезы логичны. Можно даже попытаться спрогнозировать свойства предполагаемых планет, а потом проверить правильность гипотезы. Для этого важно иметь достаточно четкие характеристики Меркурия и Венеры, а тут есть небольшие проблемы. Если характеристики планет, имеющих соуправителей, уже неплохо дифференцированы (сознательное – сознанию, неосознаваемое – бессознательному), то в характеристиках ближайших к Солнцу планет часто можно видеть смесь того и другого. В характеристике Меркурия присутствуют понятия мышление и интеллект, в характеристике Венеры – эмоции и чувства, тогда как мышление и эмоции – это процессы, регулируемые сознанием, а интеллект и чувства лежат в области бессознательного, и разобраться в этих различиях помогают психологические знания.

Мышление – отражение и познание существующих связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Функции мышления следующие.

1. Обмен информацией. Прием информации из внешнего мира и передача информации. Целенаправленное использование, развитие и приращение знаний.

2. Анализ и отвлечение. Принятая информация о каком-либо явлении анализируется, разделяется, расчленяется, сортируется и в ней выделяется какой-нибудь определенный атрибут. Этот атрибут принимается за существенную сторону данного явления, в нем усматриваются свойства.

3. Установление связей. Из свойств выводятся следствия и связи этого явления с другими фактами.

На основе этого мышление можно определить как замещение целого его частями и связанными с ним свойствами и следствиями. В обыденной жизни мышление называют умом или рассудком.

Познавательная активность проявляется в интересе к окружающему миру, который является одним из состояний, сопутствующих процессу мышления. Основной единицей, «клеточкой» мышления является мысль. Согласно И.М. Сеченову, человеческая мысль имеет исходной точкой сравнение двух явлений и ориентирована на поиск связей. Мысль заключает в себе соотнесение фактов по признакам «различие – сходство», «причина – следствие», «действительное – возможное». Мышление – это всегда диалог, раскрывающий различные, а поэтому и противоречащие друг другу стороны действительности. Неоднозначность ситуации приводит к сомнению, предохраняющему сознание от того чтобы делать дискретные однозначные выводы.  Сомнение является, по мнению Декарта, одним из модусов мышления.

Мышление оперирует объектами материального мира и является процессом  взаимодействия нейронов  головного мозга. Универсальным средством выражения мысли является язык, но мышление возможно и без языка.

 В выделенных курсивом понятиях астрологи наверняка узнали характеристики Меркурия.

Определим дополнительные к ним понятия.


В левом столбце характеристики Меркурия. В правом – гипотетическая характеристика высшей планеты Х, которая могла бы составить пару Меркурию в управлении Девой и Близнецами. Посмотрим, нет ли ее следов в психологической литературе.

Есть, и еще какие! В психологии процесс мышления рассматривается в паре с интеллектом. Причем характеристики этих процессов, описывающихся в одном разделе, разнесены по основанию сознание – бессознательное.

Интеллект. Мышление и интеллект – близкие по содержанию термины, но отражающие два разных аспекта. Терстоун говорил о различии между рассудком, или смышленностью (аналитическими способностями), и разумом, или мудростью (контролирующими, регулирующими способностями), умением поступать правильно в любой ситуации. Проявлением разумности он считал интеллект (от лат.разум). Аналитические способности – результат развитого мышления.

 «Разумные действия» – это быстрые изменения поведения, своего рода «изобретения» новых способов поведения в ответ на быстрые изменения среды. Умен не тот, кто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Таким образом, самым очевидным критерием уровня интеллектуального развития можно считать способность к постоянному возникновению у человека новых идей и возможность выхода индивидуального сознания за пределы непосредственного времени и заданного пространства. Идея – клеточка, единица интеллекта.

В настоящее время интеллект рассматривается как общая умственная способность обобщения поведенческих характеристик, связанная с успешной адаптацией к новым жизненным условиям, сформировавшаяся в процессе эволюции. Т.е. интеллект социально обусловлен. Р. Фейрештейн определяет интеллект как динамический процесс взаимодействия человека с миром. Суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение – в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой [Пиаже Ж.].

Функции интеллекта

1. Получение информации. В отличие от мышления, осуществляющего накопление знаний, интеллект позволяет понимать явление и без знания («непосредственное усмотрение»). Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связности (ясное «видение» причинно-следственных связей), организованности рассматриваемых явлений и без усмотрения их логического каркаса.

Можно предположить возможность «прямого познания», минующего длинную причинно-логическую цепь и дающее лишь конечное, заключительное звено этой цепи, а также «прямого видения», предвидения будущего и доступа к мировому разуму. Термин «ясновидение» в большей степени относится к Нептуну; явление же получения информации с помощью интеллекта, правильнее назвать «яснознанием».

2. Постижение смысла. Результат понимания – постижение смысла. Объяснение этому явлению лежит не в области сознания, а в сфере взаимодействия человека с окружающим миром. Понимание определяется в конечном счете социокультурными факторами (язык, образование, обычаи, традиции и т.д.), независимыми от индивида, которые оказывают влияние на развитие интеллекта.

Если задачей мышления является поиск связей между идеями, понятиями, отражающими идею, выражения смысла словами, то развитый интеллект способен находить этот самый смысл, формировать саму идею. У И. Канта рассудок – способность образования понятий, суждений, правил; разум – метафизических идей.

Информированность – результат деятельности мышления, это набор услышанных, прочитанных мнений, концепций, теорий. Но информация, полученная таким образом, может надолго и не задержаться в памяти. Знание – это та информация, которая вошла вглубь человека, стала его частью. «Знания это умение работать с информацией» [Вассерман А. А.]. Процесс получения такого знания – постижение. Интеллект опирается на коллективное знание, сложившееся в результате формирования представлений и умозаключений на основе накопления коллективного опыта. Анастази считал, что интеллект представляет собой систему операций, характерных для данной культуры и наиболее часто в ней употребляемых. Знание накапливается и передается посредством языка – знаковой системы, созданной человеком для соотнесения понятийного содержания типовому звучанию (написанию) и являющейся основным средством коммуникации.

3. Регуляторная функция. Интеллект является механизмом регуляции психической и поведенческой активности. Терстоун рассматривал интеллект как способность тормозить импульсивные побуждения либо приостанавливать их реализацию до того момента, пока исходная ситуация не будет осмыслена в контексте наиболее приемлемого для личности способа поведения. В контексте его теории меру контроля потребностей можно рассматривать в качестве главного критерия интеллектуального развития.

4. Интегративная функция. Интеллект возникает как эффект изменения межфункциональных связей, как результат особого рода «сплава» (синтеза, интеграции) познавательных процессов. По мнению Б. Г. Ананьева, интеллект – это сложная умственная деятельность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня (психомоторика, внимание, память, мышление), которые рассматриваются как компоненты интеллектуальной системы и его «рабочие органы». По мере развития интеллекта все основные психические функции начинают между собой взаимодействовать.

Интеллект объединяет несколько информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. Это отличает его от процесса мышления, когда в одном мыслительном акте (логическом «шаге») может учитываться только какая-то одна модификация признаков задачи, связываемых между собой. Разум может объединить противоположности, которые рассудок развел в стороны.

Психологи до сих пор еще не определились, считать ли интеллект отдельным психическим процессом или свойством психики. Их смущает функция интегративности интеллекта: то, что он включает в себя все познавательные функции. По сути дела, интеллект – это такая когнитивная структура, которая в своем развитии при переходе от ранних стадий к более поздним последовательно «вбирает в себя» (интегрирует) все предшествовавшие когнитивные структуры, которые оказываются органичной частью последующих. В формировании этой структуры участвуют и двигательные, и сенсорные функции, и визуальные схемы и пр. В результате интеграции различных форм опыта у взрослого человека складывается особая ментальная модель действительности, объединяющая знания об объективном мире, других людях и собственном «Я». Поэтому, по мнению М.А. Холодной, для определения уровня развития интеллектуальных возможностей на этапе зрелости бессмысленно использовать традиционные психометрические тесты (в том числе «коэффициент интеллекта» IQ).

Но в последние годы заметна тенденция к определению интеллекта как процесса, то есть базового элемента психологии. Астрологов же факт интегративности психического процесса, соответствующего самой дальней планете Солнечной системы, не должен напрягать ни в коей мере, ведь нам известно, что проявления планет, орбиты которых включают в себя орбиты других планет, возможны при наличии активности нижележащих уровней. Например: для достижения какой-то материальной цели (Юпитер + Сатурн) необходима информация о предмете (которую обеспечивает Меркурий), желание обладать им (Венера) и совершение волевого усилия (Марс), чтобы «синица» оказалась в твоих руках.


Состояния

Интеллектуальные интенции (лат. intentio стремление) – это особые субъективные состояния направленности ума. Многочисленные факты четко направленного, «фатального» выбора личностью определенной предметной области, средств ее изучения, источников получения информации, способов ее переработки и т.д. свидетельствуют о наличии предпочтений.

Умонастроения проявляются как «чувство направления» поиска, ощущение движения вперед по отношению к чему-то конкретному, наиболее активно они актуализуются в режиме творческой деятельности, связанной с порождением новых идей. Так, Дж. Пойа подчеркивал, что полезная идея всегда возникает вместе с ощущением уверенности в том, что цель может быть достигнута и что именно данный элемент проблемной ситуации обязательно приведет к решению. Наряду с этим умонастроением возникает отчетливое ощущение ясности того, что искать решение нужно именно в определенной ограниченной области.

Интеллектуальные убеждения также связаны с переживанием «фатальной» необходимости определенного взгляда на происходящее, они проявляются в виде веры в наличие определенных принципов, которым подчиняется природа изучаемых объектов, либо в виде изначальной уверенности в правильности выбранного способа изучения реальности и т.д.
Вера. Построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира обычно приводит к вере в этот образ, особому состоянию психики, когда определенные сведения, явления, умозаключения и т.д. признаются истинными с такой решительностью, которая превышает силу фактических и логических доказательств. Это может быть вера в бога, вера в идею, вера в добро, вера в кумира, лидера, героя.

Клиническое состояние характеризует фиксация на идее, односторонней направленности мышления и эмоциональной заряженности, сужение сознания. Эти признаки проявляются уже в случаях «сверхценной идеи» и прогрессируют в паранойяльных состояниях (para – около; noos – мысль, разум).


Свойства

Свойствами личности, у которой процесс интеллекта доминирует, являются интеллектуальность, интеллигентность (от лат. Intelligens (intelligentis) знающий, понимающий, разумный), одухотворенность, духовность, компетентность, перфекционизм, мудрость, харизматичность.

Перечисленные понятия связаны друг с другом. Интеллигентность определяется как особый тип духовности. Интеллигент – одухотворенный человек. «Дух рассматривается как самоопределяющийся субъект всех своих универсальных способностей: мышления, чувства, интуиции и т.д., а его закономерное состояние – духовность как родовая основа существенного содержания этих способностей, выступающих в качестве истины, красоты, свободы, добра и любви» [Келеман Л. А.].


Если интеллект определяется как общая одаренность, то харизма (гр. charisma – милость, божественный дар) – исключительная одаренность. О человеке, обладающем харизмой, говорят: «его бог поцеловал». Такой человек обладает всеми признаками интеллекта, и, прежде всего, он способен понимать сущность вещей, а носителем сущности (замысла) считается Бог. Поэтому часто харизматические личности вызывают преклонение перед собой и безоговорочную веру в их возможности.

Духовность – проявление духа в мире и в человеке. Апостол Павел в своем послании коринфянам утверждает, что дух Божий живет в каждом человеке. «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». И апостол Павел говорит об интегративности духовности.

В духовности человек поднимается над собой во имя других. Интеллект дает человеку способность к пониманию, когда важнее не свой личный интерес, а интерес других, в пределе – интересы государства. Источником духовности являются гражданские идеи: идеи свободы, равенства, справедливости, патриотизма, гражданского долга.

Перечисленные феномены являются объединяющим началом общества, находящемся в стадии цивилизации или суперэтноса по Л. Гумилеву. Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный), суперэтнос – совокупность или группа этносов, объединенных верой или другими общими для них факторами (язык, религия, идеология и другие аспекты культуры). 

Можно заметить, что гипотетическое описание Икс получилось неплохим приближением к реальному психическому процессу под названием интеллект и к тому, что с ним связано. Основные предполагаемые характеристики этого процесса (понимание, мудрость, яснознание, вера) были опубликованы автором уже за много лет до близкого знакомства с психологией.

Мышление и интеллект, как видно из описаний, процессы взаимодополнительные. Без интуитивного зна­ния не могло бы работать наше мышление. «Человек двойственен: как только интуиция дала сигнал, где искать решение проблемы, в дело вступает логика, которая позволяет организовать систематический поиск в указанном месте. Логика включает связное, структурированное знание, позволяющее субъекту произвольно и целенаправленно находить ответы на поставленные вопросы по готовым схемам. Человек каждый момент времени пребывает в состоянии, когда ему более доступно либо логическое, либо интуитивное знание. Он как бы осциллирует между состоянием, когда он не знает и ждет, что его голос извне (интуиция) сообщит ему, где находится интеллектуальный клад» [Пономарев Я.].

До сих пор в астрологических характеристиках Меркурия присутствовали оба процесса: мышление и интеллект. Но не может Меркурий находиться одновременно в двух разных мирах: отвечать за мышление, которое является чисто сознательным процессом, и характеризовать интеллект – процесс адаптационный, интуитивный, бессознательный.
Теперь соберем выделенные ключевые понятия, относящиеся к Меркурию и Икс, и заполним первую пустую ячейку в Таблице 1.

       Продолжение Таблицы 1


По аналогии с парами планет, рассмотренных нами ранее (соуправителями знаков зодиака), можно записать формулу: Ум (Меркурий) = безумие (Икс)

Интеллектуалы скажут: как же так? Только что речь шла об интеллекте и вдруг безумие? Да, как известно, от гениальности (высшего уровня интеллектуального или творческого функционирования личности) до безумия один шаг. Гении людям материальным кажутся безумными, так как умный человек должен действовать в рамках известных правил, а они (сумасшедшие гении) не такие как все, придумывают новые идеи.

Планета Икс заслуживает того, чтобы занять достойное место в ряду известных планет. Тем более, что Левиным М.Б. и Митяевой Т.М. в статье «Оккультные принципы, лежащие в основе астрологии» для нее было выделено место в ряду фундаментальных элементов астрологии. И в определении неизвестного элемента, приведенном в статье, просматривается основная характеристика Икс: способность участвовать во взаимосвязи целого следующего уровня с другими целыми.

Автором в 1997 году была обнаружена точка на эклиптике с описанными выше свойствами. 20 лет изучения этой точки не опровергли исходную гипотезу. Подробная информация на эту тему изложена в статье, посвященной 12-й планете.

Теперь попробуем поискать пару Венере.

С Венерой дела обстоят хуже, чем с Меркурием, т.к. ее часто вовсе лишают своей сути. Когда я однажды одному известному астрологу сказала, что Венера – это эмоции, в ответ услышала: «Какая чушь!» Вместо спора достаточно почитать литературу по психологии эмоций.

Эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.). Эмоция – это первая, мгновенно возникающая оценка ситуации, она всегда «сознательна» и краткосрочна. Оценивание рассматривается как отражение отношений, а оценка – как форма отображения этих отношений. Отношения человека являются особой категорией психического, представляющей избирательность реакций и переживаний человека, связанной с определенными предметами и фактами действительности. Оценки выставляются по шкале «нравится – не нравится».
Человек постоянно выбирает из множества порожденных гипотез те, которые соответствуют его предпочтениям, а сознание пытается согласовать этот выбор с опытом.

Предпочтения – совокупность индивидуальных вкусов, из которых складывается собственный стиль – форма жизни и деятельности, обозначающая сознательный выбор, это то, что отличает нас от другого человека. Стиль в одежде это умелое и точное подчеркивание собственной уникальности через внешний облик.
Простейшая форма эмоций – врожденные гедонические (от греч. – наслаждение) переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Вкусовые ощущения (кислое, сладкое, горькое, соленое) слиты с эмоциями.

Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на два полярных класса: если удовлетворение потребности маловероятно, возникает отрицательная эмоция (гнев, горе, страх, презрение, отвращение); в противоположном случае, когда перспективы удовлетворения благоприятны, преобладает положительный эмоциональный тон (радость, восторг). Положительные эмоции побуждают субъекта к достижению и сохранению воздействий; отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Однако нужно помнить, что всякая эмоция может быть и позитивной, и негативной – в зависимости от того, насколько она помогает или мешает адаптации индивида в конкретной ситуации. Отрицательные эмоции способствуют гармоничному течению жизненных процессов, являясь сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма.

Отрицательные эмоции возникают в ситуации опасности, вредности и даже угрозы для жизни. Большая часть наших оценок негативны. Не секрет, что нам легче заметить плохое, нежели хорошее. И это не потому, что мы такие плохие, а потому что вообще негативная информация в трудных условиях и сложных системах (типа мегаполиса) более важна для ориентации и выживания. При негативной оценке ситуации в психике происходит «спазм», настроение портится, возникает блок, препятствующий свободному течению энергии. В состоянии стресса ухудшается гормональный фон, что приводит к болезни.   Давно замечена связь эмоций с горлом: в стрессовой ситуации «в горе пересохло», или возник «ком в горле», «кусок не лезет в горло». Постоянные негативные эмоции приводят к болезням, одним из методов лечения которых являются положительные эмоции. Связь эмоций со здоровьем иллюстрирует и тот факт, что физически больной человек становится безразличным к окружающему, у него ослабевает способность эмоционально окликаться на внешние воздействия.

Истоки эмоций – в потребностях. Эмоции являются субъективной стороной, переживанием удовлетворения/неудовлетворения потребности, внутренним индикатором степени достижения цели. Потребность вводится в картину окружающего мира благодаря тому, что среди ее объектов субъект опознает и выделяет «вещь», которая отвечает этой потребности и имеет для человека особую ценность. Это может быть предмет, живое существо, действие или событие, которому придается повышенная субъективная значимость (ценности могут быть материальными, духовными). Поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание. Как правило, для личностных ценностей, выступающих как эталон должного, характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций – оснований оценок субъектом окружающей действительности. Оценка неотделима от сравнения одного объекта с другим на основании найденных общих черт. Но там, где есть человек, нельзя говорить о беспристрастности оценок. А поскольку многие сравнения переходят в разряд стереотипов, обязательных составляющих любой картины мира, то система стереотипов не всегда соответствует объективной истине.

Это конспективное изложение материала, связанного с психическим процессом под названием эмоции.

Собрав выделенные курсивом понятия, можно увидеть в них ключевые характеристики Венеры: эмоции, переживание, оценка, ценность, значимость отношение, желание, потребности, вкусы, избирательность, предпочтение, выбор, эталон, здоровье, гармония (по крайней мере, это так в МАА).