Другие авторы
Дружинина Наталья Валентиновна

Астрология и психология. Базовые элементы. Часть IV

Теперь попробуем найти для них дополнительные понятия по аналогии с тем, как мы это делали для предыдущей пары процессов (мышление и интеллект).


Роль эмоций в жизни человека американский психолог У. Джеймс описывал следующими словами: «Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Такого рода отчужденное и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нем ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, – все это чистый продукт созерцающей личности».

Такое представление почти невозможно, но не абсолютно. Основная функция эмоций – сознательная оценка ситуации. Бессознательный, безоценочный процесс, связанный с эмоциями, – чувства, для которых вещи и события не имеют смысла.

Чувства. Прежде всего, рассмотрим биологическую составляющую чувств. Развитие чувств – необходимое условие выживания вида Homo sapiens, функцией которого является адаптация к окружающей природной среде.

Богатство чувств не присуще людям изначально, от природы. Для него необходимо опредмечивание человеческой сущности. Только «благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, – короче говоря, такие чувства, которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Образование пяти внешних чувств – это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории» [К. Маркс].

Впечатления от окружающей среды, воздействующие на рецепторы органов чувств, передаются через чувствительные нервы в головной мозг, который воспринимает получаемую информацию и идентифицирует ее (возникают ощущения). Чувственный уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущения. Ощущения – только первичный материал психического образа. Восприятие, или перцепция – это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего нас мира как совокупности предметов и событий. Высокий уровень развития чувств дает способности, которые мы называем экстрасенсорными.

Чувственные ощущения являются символами отношений во внешнем мире, естественно определяемыми знаками предметов, не представляя собой подобия или совпадения с тем, что они обозначают. Если мы научились правильно читать эти символы, то мы можем с их помощью так организовать свои действия, чтобы они привели к желаемому результату, т.е. появлению новых ожидаемых ощущений.

Наблюдая устойчивость взаимодействия предметов или явлений с нашими органами чувств, мы приписываем объектам постоянную и неизменную способность (свойство) вызывать определенные эффекты. Причем восприятие цвета, запаха и вкуса, чувства тепла и холода являются результатами, существенно зависящими от типа органа, на который производится воздействие (на вкус и цвет товарища нет).

Классы предметов, выделяемые органами чувств, и сами способы перцептивной деятельности получают устойчивые словесные наименования, которые становятся средством организации деятельности органов чувств. Бывает, что одно упоминание предмета вызывает у человека определенные чувства.

Перцептивный образ проходит процедуру идентификации (от лат. identificare – отождествлять) – опознания, это процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия. Благодаря процессу идентификации происходит распознавание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и т.д. Психическая деятельность, заканчивающаяся выводом, что перед нами в определенном месте находится определенный объект с определенными свойствами, как правило, является неосознанной деятельностью. Таким образом на биологическом уровне задачей чувств является определение того, что перед нами, с чем мы имеем дело.

Наряду с перцепцией биологической, обусловленной воздействием внешнего объекта на органы чувств, существует понятие «социальная перцепция», означающее восприятие и оценку социальных объектов, опосредованная социальной системой ценностей, социальными стандартами восприятия. Основной социальный объект – человек, поэтому, прежде всего, социальная перцепция есть восприятие другого человека.

Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют друг по отношению к другу определенные отношения. Если эмоция как оперативная оценка конкретной ситуации, переживание по этому поводу, краткосрочна, то чувство – устоявшееся отношение к чему-либо или кому-либо. Чувства характеризуются устойчивос­тью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Они социально обусловле­ны и представляют собой высший продукт культурно-эмоциональ­ного развития человека.

Чувствами определяется отношение человека к окружающему миру, они же становятся нравственными регуляторами поступков и взаимоотношений людей. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость – исключительно человеческие чувства. 
Чувства – высший продукт развития эмоций человека. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

Основным же отличием между эмоциями и чувствами является принадлежность их к разным мирам: эмоции относятся к сфере сознания, чувства – к бессознательному. Эмоция, отражающая степень удовлетворения индивидуальных потребностей человека, всегда «сознательна». В чувствах же отсутствует оценочная функция, присущая эмоциям.

Теперь вернемся к высказыванию Джеймса, в котором он описывает мир без эмоций, в котором вещи и события не имеют смысла. Это похоже на мир сказки, в котором возможно «пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что». Не ответ ли на эту загадку заключен в словах известного советского пианиста В.В. Софроницкого: « <…> Чем эмоциональнее вы будете играть, тем лучше, но эта эмоциональность должна быть спрятана, так спрятана, как в панцире. Когда я теперь выхожу на эстраду, на мне под фраком «семь панцирей», и несмотря на это, я чувствую себя голым. Значит нужно четырнадцать панцирей. Я должен хотеть сыграть так хорошо, так полно пережить, чтобы умереть, и притом сохранить такое состояние, будто это и не я играл, и я тут ни при чем. Какое-то особое спокойствие должно быть, и когда встаешь от рояля – будто и не ты играл». Он описал состояние спокойствия и непричастности к происходящему, при котором эмоция спрятана глубоко, тогда на сцену выходит дополнительный к эмоциональному процесс – чувство».

В рамках исследуемой нами темы можно согласиться со следующей интерпретацией этой непростой формулы. Путь «туда, не зная куда» аналогичен пути «куда глаза глядят» – это путь, подсказанный интуицией. Выбор с точки зрения природы и гармонии с ней поможет достичь цели и вернуться живым. Если «принеси то, не знаю что» не является предметом, то  решением задачи, предложенной Ивану, претендующему на сердце царевны, является чувство, любовь. Фактически важнейшим критерием царского преемника должна быть способность его сердца чувствовать окружающий мир, жить в гармонии с ним и  любить свою жену, своих наследников и, конечно же, народ.

Человеку с развитой сферой чувств свойственно состояние внутренней гармонии (греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) –отсутствие противоречий с окружающей средой или блокирование этих противоречий, внутреннее равновесие, позитивный взгляд на жизнь. Как достичь такого состояния? Житейский совет: надеть «розовые очки».
Как правило, безоценочное восприятие более позитивно, поскольку оно исключает отрицательную оценку и негативный шлейф от нее. Не судите да не судимы будете – говорит Иисус Христос людям, забывшим о сострадании к ближним, которые склонны искать соломинку в глазу другого, не замечая бревна в собственном. Сострадание, сопереживание – способность внутренне отождествляться с другим человеком, не осуждая его, эта нейтральная безоценочность, как ни странно, и оказывается истинной любовью к людям.

Безоценочное отношение, восприятие «как есть» – основа материнской любви, любви между друзьями, между мужчиной и женщиной (любовь зла, полюбишь и козла). Это безусловное приятие другого человека с его достоинствами и недостатками, когда вы дарите людям любовь, не требуя ничего взамен. Когда к бомжу вы относитесь так же, как к лучшему другу. Кто-то назовет это неразборчивостью, а кто-то гуманизмом, позволяющим людям самим определять смысл и форму своей жизни.

Чаще всего чувства не связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей человека, а связаны с коллективными ценностями и удовлетворением потребностей других людей. Недаром чувства называют социальными или коллективными эмоциями. Человек эмоциональный (homo affectionalis) скажет «я хочу», человек чувствующий (homo sensibilis) спросит «чего ты хочешь?».

Чувственность определяется как способность к сопереживанию, способность разделить переживания с расстроенным или опечаленным человеком, почувствовать то же, что чувствует он.

Чувственность составляет основу гуманности (от лат. humanus – человечный) – обусловленной нравственными нормами и ценностями системы установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо) и реализуемой в актах содействия, соучастия, помощи.

Гуманность является основой альтруистического (от лат. alter – другой) поведения, при котором центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). Такое поведение бескорыстно и не предполагает реального вознаграждения. Часто альтруистическая деятельность бывает отмечена символическими наградами общества: медалями, грамотами и пр.

В процессе сопереживания, когда доминантой становятся переживания другого человека, часто возникает идентификация, уподобление (как правило, неосознанное) личности с другим человеком (например, с родителем), группой, образцом. Сколько раз вам, наверное, приходилось наблюдать, как один человек перенимает у другого позы, жесты, манеру говорить, совершенно не замечая этого. В этом случае идентификация выступает как процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо классу, типу. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации. Развитию чувств способствует отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.

Групповая идентификация – отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности – обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, вчувствование, приобретая в некоторых случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы. Коллективные эмоции – это разделяемые членами социальных групп переживания, имеющие значение как на уровне индивидуальной психики, так и на уровне группы или нации (макрогруппы).

Важную роль в эффекте заражения играет уровень развития некоторой общности оценок и установок, свойственной массе людей, подверженных психическому заражению. Групповые ценности – объекты в виде произведений материальной и духовной культуры, явления, абстрактные идеи, воплощают в себе общественные идеалы и выступают благодаря этому как эталон должного. Социальные нормы и ценности являются важнейшим средством регуляции поведения членов общества или группы и являются основой единства общества, находящегося на стадии культуры (по Л. Гумилеву).

Культура (от лат. cultura – возделывание) – определенный уровень развития общества, отражающий способ взаимодействия людей с кормящим ландшафтом и проявляющийся в их взаимоотношениях друг с другом, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Даже любовь, интимное и глубокое чувство, устремленное на другую личность, является общественно-исторически обусловленным чувством, своеобразно отражающим социальные отношения и особенности культуры, выступающим в качестве нравственной основы отношений в институте брака. Хотя физиологические потребности и являются предпосылкой возникновения и поддержания чувства любви, имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания. Разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс), либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (платоническая любовь). Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого.

Особо выделяют так называемые высшие чувства, которые отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (например, любовь к Родине). Исходя из того, какая сфера социальных явлений  становится объектом высших чувств, их делят на нравственные (моральные) и  эстетические.

Эстетические чувства – это отношение человека к прекрасному или уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего эстетического восторга. К этой группе относят и чувство юмора (чувство смешного).

Результатом стереотипизации является создание имиджа (от англ. imadge – образ) – сложившегося в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж – это специфический «образ» воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. То есть это некий символ, способ самого представления, понимания реальности. Под образом человека нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков.

Имидж это оболочка, картинка, которая помогает создать о человеке нужное впечатление, это маркетинговый инструмент, коммуникативно-ролевая маска человека. Но, несмотря на ваши старания создать тот или иной имидж, окружающие люди интуитивно могут почувствовать несоответствие внешней оболочки и внутреннего мира. Понятие имиджа тесно связано с модой.

Если эмоциональная оценка и индивидуальный вкус позволяют человеку осуществить выбор в конкретной ситуации, то коллективный вкус в процессе коллективного отбора формирует моду (от лат. modus – мера, образ) – важнейший социальный тренд общества и общественную потребность, коллективное нащупывание ближайшего будущего во многих областях жизни: в политике, экономике, искусстве, образе жизни.

 Коллективный отбор  осуществляется благодаря совокупности действий как отдельных индивидов или групп индивидов – инноваторов, законодателей, последователей, так и социальных институтов и индустрии. В создании модной одежды, например, участвуют дизайнеры, поставщики товаров в магазины, «модная публика», рядовые покупатели и модные журналы. «Трансформация вкуса, коллективного вкуса, проистекает, несомненно, из разнообразия опыта, которое проявляется в социальном взаимодействии в сложном движущемся мире. В свою очередь, она ведет к невольному поиску подходящих форм выражения в попытках двигаться в направлении, созвучном движению современной жизни вообще» (Г. Блумер). Мода – явление социальное и роль ее в облегчении коллективного приспособления к сложному движущемуся миру. Мода – смена образов и форм – преображение.

Индивидуальный вкус и коллективный находятся в отношении взаимодополнительности: чем больше представлен один, тем меньше выражен другой. «Следствием формирующегося коллективного вкуса становится появление универсального стиля, который обнаруживается во всем – от одежды и формы причесок до мировосприятия, а итогом становится тенденция к установлению единообразия. Что касается индивидуальности, то она теряется в потоке всеобщего сходства, одинаковости, уступая место коллективным предрасположениям».

Новая одежда, новый имидж преображают человека порой до неузнаваемости. Но гораздо интереснее бывает наблюдать внутреннее преображение, происходящее под воздействием чувств. От любви у человека «вырастают крылья», словно он превращается из куколки в бабочку. Высокие чувства приводят к возрождению, исцелению, внутреннему, духовному преображению.

 Как вы могли заметить, в отношении взаимодополнительности находятся все ключевые понятия рассмотренных нами процессов: эмоций и чувств. Более того, все понятия, определенные нами как дополнительные к ключевым из раздела эмоций, найдены нами в разделе чувств. В свете обнаруженных нами закономерностей естественно предположить существование «планеты чувств», а способность чувств совершать чудеса, преображать (менять форму) выводит нас на Прозерпину, о которой мы знали немного. Да из того немногого часть характеристик, приписываемых ей, принадлежало планете Икс, следующей за Прозерпиной в ряду планет. Но два характерных штриха: способность выполнять функции избирательности [Левин М., Митяева Т.] и способность превращения куколки в бабочку – дают основания рассмотреть эту еще не увиденную астрономами планету в качестве соуправителя Венеры в знаках Тельца и Весов. Эфемериды ее известны. Можно последить за этой точкой и убедиться в том, что она имеет данную выше характеристику. Этому посвящена статья автора «Прозерпина – планета чувств».

Если Венера определяет вкусы и ценности человека, его взаимоотношения с другими людьми, то Прозерпина должна формировать коллективные ценности – ценности культуры, общечеловеческие ценности, коллективные потребности, понятия о красоте, высшие этнические ценности. Человек с сильной Прозерпиной должен обладать тем, что мы называем внутренней культурой. С Прозерпиной должно быть связано состояние внутренней гармонии, душевного теплаздоровья, это те внутренние силы, которые без таблеток нас излечивают от болезни. Это внутренняя красота человека, явление внутреннего преображения, которое может изменить и внешность.

Прозерпина – трансформация самой материи, с ней должны быть связаны мутации – гадкого утенка в красивого лебедя, куколки в бабочку. Плутон разрушает, Прозерпина создает новые формы. Если Венера – любовь к конкретному человеку, то Прозерпина – любовь ко всему человечеству, миролюбие.

В проявленном мире:
  • Гармония (Венера) = дисгармония (Прозерпина)

Творения новаторов стиля (люди с сильной Прозерпиной) консервативной публикой зачастую поначалу воспринимаются как уродство: Эйфелева башня в Париже, собор Саграда Фамилия по проекту испанского архитектора Антонио Гауди в Барселоне. Со временем эти достопримечательности стали символами своих городов. Конструкция Эйфеля стала одной из самых узнаваемых достопримечательностей на Земле. А в октябре 2011 года в Ватикан поступила официальная заявка от каталонской епархии о причислении архитектора Гауди к лику святых за его архитектурное творение.

Продолжение Таблицы 1.


Выводы

Мы постарались дать как можно более точные характеристики известным планетам, каждой планете поставили в соответствие определенный психический процесс. Обнаружив закономерности, спрогнозировали свойства гипотетических планет и нашли в психологии соответствующие им процессы.

Подобно уже известным высшим планетам, активизирующим интуитивные способности (Уран – инсайт, Нептун – ясновидение, Плутон – «мудрость тела»), две предполагаемые планеты добавляют в копилку интуиции еще мудрость, яснознание, телепатию (Икс) и экстрасенсорные способности (Прозерпина). Интеллект (Икс) и чувства (Прозерпина) – процессы бессознательные, адаптационные, социальные, как и процессы, соответствующие Урану, Нептуну и Плутону.

Можно сделать вывод о том, что существуют два ряда параллельных процессов, один ряд процессов регулируется сознанием человека, второй – бессознательным. Каждому процессу из области сознания соответствует процесс из области бессознательного, они подчинены одному принципу, но проявляют этот принцип в разных мирах (проявленном и непроявленном). Параллельные процессы состоят в отношении дополнительности. Они связаны между собой, работают один для другого, но на разных уровнях: переводя количество в качество, определяя форму или содержание, связывая прошлое и будущее и пр. Учитывая это, желательно их не путать, планеты-то за  ними стоят разные.

В идеале человек должен стремиться к равновесию сил, образующих пары. Это равновесие между сознанием и бессознательным, индивидуальным и коллективным, это умение проявлять свободу духа в рамках законов общества, умение любить другого человека, не забывая о себе. Это способность, будучи уверенным в себе, верить в Бога, умение индивидуальным творчеством вписаться в творчество коллективное, умножая познание, не утратить способности радоваться жизни. Идеалом гармонии является некая «золотая середина», дающая человеку надежду на успешное существование.

Библия устами Исайи так говорит об объединении противоположностей:
« <…> и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа [51:3]. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи». [11:6].

Предложенный в этой статье ряд дихотомий – не единственный срез человеческой психики. Другие взаимодополнительные связи между психическими процессами (астролог может читать «планетами») были рассмотрены в публикациях и докладах автора последних лет.

Теперь все процессы можно объединить в общую таблицу.

Таблица 2.

Вкратце выводы можно сформулировать так.

  • Астрология и психология могут обогатить друг друга и в плане структуры, и в плане содержания.
  • Астрологам полезно для более глубокого понимания своего предмета определиться с характеристиками планет. Необходимо корректно использовать психологические категории.
  • Порядок в определениях базовых элементов открывает путь к обнаружению закономерностей и связей между ними.
  • При отсутствии необходимых элементов невозможно говорить о целостной структуре человеческой личности.
  • Обнаружена дихотомия в структуре психики.
  • На основе закономерностей можно прогнозировать достаточно точно свойства неоткрытых планет, проверить гипотезы можно, проводя параллели с психологией.
  • Открытие отношения взаимодополнительности между базовыми элементами астрологии – планетами – позволяет дать четкие характеристики Меркурию и Венере, убрав из них понятия, принадлежащие высшим ипостасям – Икс и Прозерпине.
  • Астрологи легко могут исследовать эти гипотетические точки, проверить правильность гипотез.
  • Предлагается поставить в соответствие знакам зодиака управителей так:

Водолей  – Сатурн, Уран Козерог   – Уран, Сатурн;
Рыбы   – Нептун, Юпитер  Стрелец  – Юпитер, Нептун;
Овен  – Марс, Плутон Скорпион – Плутон, Марс;
Телец – Прозерпина, Венера Весы  – Венера, Прозерпина;
Близнецы – Меркурий, Икс   Дева   – Икс, М
Рак  – Луна, Солнце Лев  – Солнце, Луна.


Дружинина Н. В.