Другие авторы

Крамольные мысли и еретические суждения о зодиаке. Часть II

Приобретения и накопления Тельца долгосрочны. Телец не любит вещи-однодневки, он не тратит деньги на одноразовые носки или рубашки. Ему нужны вещи добротные, прочные, рассчитанные на долгий срок эксплуатации. Луна самая быстрая планета, а Телец не любит спешить, он делает все медленно и основательно. Это Близнецам нужен быстрый оборот в торговле, в обмене информацией, быстрые транспортные средства. Телец очень инертен и нерасторопен. Попадая в сферу Тельца, прежде чем что-либо приобрести и отдать свои деньги, мы, порой, довольно долго выбираем, оцениваем (Венера), проверяем свойства и качества (Земля) покупаемого предмета, что больше соответствует экзальтации Земли в этом знаке. Обычно экзальтацию Луны в Тельце аргументируют потребностью этого знака в обладании, способностью «грести под себя», получать блага из окружающей среды.

Действительно, Луна как губка, впитывает в себя все, что возможно впитать, не дифференцируя, не различая и не отличая важное от несущественного. Земля тоже обладает впитывающей способностью, но, в отличие от Луны, для нее важно качество поглощаемого (см. вопросы Земли). В знаке Тельца Земля притягивает материальные ценности, комфорт и деньги, которые, как известно, идут к деньгам и манят к себе каждого живущего на земле в большей или меньшей степени. Иронизируя по поводу собственной грамотности, я, как Солнечный Телец, говорю, что без орфографических ошибок пишу только слово «мое». В Тельцовских ситуациях мы ведем себя очень практично, конкретно, точно зная, что сколько стоит и в какой валюте. Продумывая меню, мы стараемся предусмотреть и продумать качество (Земля) и количество (Венера) блюд. С Луной связывают пресную пищу, а Телец любит вкусную и обильную еду, гарантирующую сытость.

Падение Луны в Стрельце хорошо иллюстрирует легенда об Орфее и Эвридике. Орфей, лучший музыкант всех времен и народов, женился на Эвридике, которую нежно любил. Эвридику укусила змея, и она умерла; Орфей был безутешен. Он не мог смириться с потерей любимой супруги и для того, чтобы вернуть ее, спустился в царство Аида (Плутона), взяв с собой лиру. Он играл на ней так благозвучно, что смягчились даже фурии. Звуки этой скорбной музыки настолько очаровали и тронули Аида, что он согласился вернуть Эвридику Орфею, но с одним условием: музыкант не должен был оглядываться до тех пор, пока не выйдет из подземного царства. Орфей обещал исполнить это требование. Но, поднимаясь вверх и приближаясь к верхнему миру вместе со следующей за ним Эвридикой, герой забыл о своем обещании и оглянулся на возлюбленную. После чего она исчезла, и он больше никогда ее не видел.

Это оглядывание назад (как в библейском эпизоде с женой Лота, превратившейся в соляной столб) символизирует возврат мыслей к прошлым событиям и переживаниям. Луна олицетворяет прошлое, она всегда обращена в него; как знак Рака, управляемый ею, пятится назад, так обращение к прошлому тормозит развитие будущего, на которое настроен знак Стрельца. Луна это родина, Стрелец – заграница, падение Луны – ностальгия. Оказавшись в эмиграции, приходится менять привычки (Луна), которые могут касаться любой сферы жизни – от еды и сна до мышления и реагирования, что порой бывает непросто. Можно много лет прожить в эмиграции, и все равно ощущать себя иностранцем.

Попадая в Стрельцовские ситуации, сдавая экзамены в ВУЗ или сталкиваясь с более знающим собеседником, мы на себе испытываем падение Луны в этом знаке через страх перед собственной несостоятельностью, болезненное сомнение в количестве собственных знаний, неуверенность в широте своего образования и мировоззрения. Падение Луны провоцирует боязнь непризнания собственного авторитета. Бруно Хубер в книге «Астрологический психосинтез» (Мир Урании, Москва, 2004, с. 271) пишет: «9-й дом – царство философии, а Луна не лучший из философов. Философия требует ясности мысли, Луна же функционирует через чувства. Поэтому она порождает основанную на эмоциях философию, которая сама по себе может быть вполне разумна, но легко подрывается критикой и осмеянием со стороны интеллектуалов. В 9-м доме оригинальность – в порядке вещей».

Луна олицетворяет Животную Душу, питающуюся эмоциями, а эмоции часто мешают духовным устремлениям и здравомыслию. Луна это субъективное восприятие, которое препятствует объективному философскому осмыслению жизни, символизируемому знаком Стрельца.

Перейду к обоснованию экзальтации Марса в Раке. Марс символизирует волевые моторные импульсы и предрасположенность к преобладанию инстинктов, слепо направленную на цель. Экзальтация Марса в Раке не вызывает у меня сомнений, потому что в своих действиях мы чаще руководствуемся инстинктами, нежели здравым смыслом. Инстинкт самосохранения, связанный с Луной, заставляет нас включаться в деятельность, проявлять активность, вести борьбу за выживание. Для того чтобы сохранить себя, мы должны обеспечить себе безопасность, питание, тепло и уют. Поступки (Марс) переходят в привычку (Луна), привычки – в характер, характер – в судьбу.

Рак прекрасно адаптируется на уровне личного выживания отдельной особи. От страха может напасть первым; он ревнив и обидчив. Возражения, основанные на том, что Марс пионер и всегда рвется вперед, а Рак – пятится назад, я не принимаю. Выше я написала о том, что Марс слеп и где перед, а где зад, не видит. По моему мнению, волевая энергия человека имеет животную природу и, в основном, направлена на приспособление (Луна) к реальности и стремление обойти «острые углы». У Рака сильная потребность в самостоятельности и независимости, на уровне государства – суверенитете. Он только кажется мягким, послушным, милым и приветливым. На самом деле, напряжения между волей и действием, душевная ранимость делают Рака обладателем трудного характера, сущность которого скрыта от глаз. Все его реакции и поступки идут не от ума, не от осознания сути (Юпитер), а от чувства.

В «Большом учебнике астрологии» Ф. Сакояна и Л. Эккера Марс в Раке интерпретируется, как «действия и желания, основанные на эмоциональных соображениях. Если эмоции подвержены искажению со стороны подсознательного механизма, человек может действовать саморазрушающе. С позитивной стороны он может побуждаться на действие сочувствием и состраданием к другим». Экзальтация Марса в Раке объясняет саморазрушающие действия человека, связанные с его вредными привычками. В то же время, она подчеркивает личную заинтересованность каждого в поддержании неприкосновенности того, что считается своим.

Защищая свой дом, любой из нас проявит мужество, патриотизм и бесстрашие. В доисторические времена, когда люди жили в пещерах, мужчины спали у входа, защищая женщин и детей от возможных опасностей. Население каждой страны охраняет свою территорию (Рак) с оружием (Марс) в руках. На этом принципе основана современная система ядерного сдерживания. Жители определенной территории, считающие ее своей Родиной, безгранично ей преданы и нередко идут на любую жестокость в попытках ее защитить. Родина – это зона или пространство, которое человек расценивает как собственное (см. выше вопросы Луны), оно словно бы является продолжением его тела.

Свой дом, свой сад, свою машину, свою спальню, свое любимое кресло и даже воздушное пространство вокруг собственного тела каждый человек защищает инстинктивно и самозабвенно. Зона от 15 до 45 см. считается интимной, вторжение в нее чужих людей вызывает в теле физиологические изменения, подобные стрессу: учащается сердцебиение, в кровь выбрасывается адреналин, мускулы напрягаются в бессознательной попытке отразить нападение, мобилизуются защитные механизмы. Когда мы оказываемся в месте большого скопления людей, то по мере того, как плотность толпы увеличивается, и у каждого человека остается все меньше личного пространства, возникает чувство враждебности. Чем больше толпа (Луна), тем она агрессивнее (Марс). Уровень преступности в городах с высокой плотностью населения намного выше, чем в менее населенных районах.

Знак Рака ассоциируется у меня с горящим очагом, пламя которого освещает и согревает не только тела, но и души домочадцев. Сохранение и поддержание огня в очаге – основная забота семьи. Однажды на калитке частного дома я прочитала табличку с предупреждением: «Осторожно, злой пес!». Ниже была приписка: «и беспринципный». Эта надпись совпадает с моим ощущением Марса в Раке – злой, беспринципный, но необходимое Луне (дому) чувство защищенности он дает.

Неплохо обосновывает экзальтацию Марса в Раке то, что мы самые смелые и храбрые, когда сидим у себя дома. Высказать своим домочадцам все, что о них думаешь, намного проще, чем то же самое сказать своему начальнику. Спортсмены говорят, что играть на своем поле у себя дома намного легче, чем на чужом. Если человек днем работает на государственной стройке, а по вечерам ведет строительство собственного дома, то, как вы думаете, где он будет проявлять большее рвение?

Визуально диск Солнца и диск Луны на небе для земного наблюдателя одинаковы по размерам, что можно интерпретировать как соразмерность духовного и плотского начал в человеке. Но бытовые, лунные проблемы в повседневности преобладают и активизируют (Марс) человека намного чаще, чем духовные, солнечные. У большинства людей жизнь сводится к сбору горизонтальных благ (Луна), вертикальные потребности остаются неудовлетворенными. 

Говорят: пока гром не грянет, мужик не перекрестится, т.е. только угроза собственной безопасности или ощущение физического дискомфорта вынуждают действовать. Рак самый глубокий знак Зодиака, а чем ниже находишься, тем больше суетишься. Если вы провалились в яму, вам изо всех сил приходится карабкаться наверх; когда же вы из нее выбрались – можно расслабиться. Как говорит Жванецкий: «Чего больше всего хочется, когда влезешь наверх? Плюнуть вниз».

В прямой зависимости физической активности (Марс) человека от его эмоционального состояния (Луна) не приходится сомневаться. Страсти бушуют в душе, потому что она доступна для них; страсти становятся пороками, когда превращаются в привычки. Луна символизирует Душу, Марс – сильное страстное желание. Астрологически обосновывающее экзальтацию Марса в знаке Луны совмещение этих понятий я нашла в небольшой цитате К. Гельвецкого «Желание есть движущая сила души; душа, лишенная желаний, застаивается» и в рассуждениях английского философа Давида Юма «Руководителем в жизни является не разум, а привычка. Лишь она понуждает ум во всех случаях предполагать, что будущее соответствует прошлому».

Точка надира в гороскопе это начало самой первой бессознательной самоидентификации (Марс) в глубинах подсознания, заложенной в раннем детстве и наследуемой от предков (Рак). Наши действия чаще всего зависят от моментного настроения, поэтому высоко субъективны и несут отпечаток личных симпатий и антипатий. Бередящие душу переживания уходят в глубину, появляясь вновь на поверхности сознания, как хорошо усвоенный урок.

На своих лекциях в Одессе Михаил Борисович Левин говорил о том, что большую часть своей жизни человек проживает на механической энергии и только около 15 минут в сутки использует творческую. Действительно, преобладающее большинство наших действий обусловлено инстинктами, привычками, традициями, а не чувством долга. Человек всегда старается действовать с наименьшим расходованием энергии и сил.

В книге «В поисках чудесного» (Гранд, Москва, 1999, с. 471) П. Д. Успенский, пишет: «Наивно утверждать, что наши движения намеренны. Все они автоматичны. И наши мысли и чувства также автоматичны. Автоматизм мыслей и чувств определенно связан с автоматизмом движений, и изменить одно без другого невозможно. В обычных условиях мы не имеем понятия о том, как сильно наши мыслительные, чувствительные и двигательные функции зависят одна от другой, хотя знаем, насколько наши настроения и эмоциональные состояния зависят от движений и поз».

Как астролог, у которого есть некоторый запас любопытства, я хотела бы понять, чем руководствовались древние астрологи, выбрав Козерог знаком экзальтации Марса. Может быть, имелась в виду вынужденность действий, т.е. человек не сам хочет быть активным, а его к этому обязывают (Сатурн). Но, на мой взгляд, Луна вынуждает не меньше Сатурна – плоть напоминает о себе чаще, чем хотелось бы, и заставляет о себе заботиться. Иногда так размажешься по дивану, что скребком не отскребешь, и только физиологические потребности организма отрывают от блаженного лежания. Хочешь, не хочешь, а приходится себя кормить, купать, причесывать и носиться со своим бренным телом по врачам. Хотя, лингвистически мы не отождествляем свое Я со своей плотью: мы говорим не «я болю», а «у меня болит», но, к сожалению, это словесное отгораживание на самочувствие не влияет.

Святой Августин говорил, что в основе человеческого существования лежат вожделение и гордыня. Луна символизирует женскую яйцеклетку, Марс – мужское семя. Для того чтобы оплодотворить Луну, он должен стоять, а не падать в ее обители (извините за двусмысленность). Возвышение Марса в Козероге это типично мужская оценка мужского достоинства, которая с женской позиции представляется сильно завышенной и, на мой взгляд, сомнительной.

Марс не любит подчиняться, не слушает ничьих советов и рекомендаций, сам хочет командовать и лидировать, что в Раке ему намного проще. Марс готов исполнять обязанности, но по личной инициативе и только в том случае, если у него будет право их не исполнять, что не коррелируется с Козерогом. Марс – это желание, причем, желание подсознательное, часто физиологическое, т. е. неуправляемое. Хочу в туалет, хочу секса, хочу есть, пить, спать – все это позывы Луны, побуждающие Марс к действию.

На одном из семинаров по астропсихологии лектор в качестве примера компенсаторной деятельности по планете в падении ссылался на гороскоп с Марсом в Раке, принадлежащий то ли С. Сталлоне, то ли А. Шварценегеру (точно не помню). Речь шла о том, что люди с Марсом в Раке очень трусливы и поэтому накачивают мышцы, чтобы их боялись. Думаю, что это утверждение не соответствует действительности. Все, что в нашей жизни связано со знаком Рака, обладает большой скрытой энергией, которая активно, мощно и резко проявляется при попытках нарушить личное пространство.

Среди Солнечных Раков много военных (защитников Родины), это связано с тем, что им всегда нужна мама (Луна), и армия берет на себя ее роль. В армии не нужно думать, что и из чего приготовить, где взять продукты и что носить, когда будет холодно. Армия накормит, оденет, предоставит место в казарме или общежитии, не нужно самому о себе заботиться. Марс нуждается в Луне так же, как после активной физической нагрузки мы нуждаемся в расслаблении, сне и отдыхе.

В 1847 году немецкий ученый Герман Гельмгольц математически обосновал закон сохранения (Рак) энергии (Марс). Даже наиболее общая его формулировка соответствует экзальтации Марса в Раке: «Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии вечно и неизменно. Она только переходит из одной формы в другую». Соответствующая меняющей свою форму Луне пассивность, являясь антиподом активности Марса, согласуется с выводом о том, что покой это частная разновидность движения, на реальную противоречивость которого еще в древности указывал Зенон Элейский. Экзальтация Марса в Раке позволяет рассматривать пассивность Луны как одну из форм активности Марса, относительную и временную.

В учебнике по философии (Гардарики, Москва, 2003, с.251) А. Г. Спиркин пишет: «Движение внутренне противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Так, любое изменение структурных элементов, свойств, отношений осуществляется при сохранении (Рак) определенных моментов, а каждое сохранение происходит только через движение. Движение несотворимо и неуничтожимо, оно не привносится извне (верхняя полусфера), потому что движение сущего есть самодвижение (нижняя полусфера) в том смысле, что импульс к изменению состояния присущ самой реальности: она есть причина самой себя.

В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся, прежде всего в сохранении (Рак) состояния движения». (Примечания в скобках – мои). Экзальтация Марса в знаке Рака подчеркивает это свойство.

Классическая экзальтация Юпитера в Раке мне не понятна – Раку чужд интернационализм, зато близка интервенция (агрессивное, преимущественно вооруженное, вмешательство одного государства в дела другого). Юпитер иностранец, а иностранцев нигде не любят, их называют лицами кавказской или еще какой-нибудь национальности и пытаются выдворить из страны. Верховная Рада Украины, Верховный совет России, парламенты Литвы, Латвии, Эстонии и других бывших Союзных республик придумывают законы, выживающие иностранцев. В любых, даже самых демократических, странах эмигранты это люди второго сорта. Национализм это агрессия (Марс) под лозунгом защиты национальных (Луна) интересов и национального превосходства, направленная на изгнание чужестранцев (Юпитер).

Марс – Бог войны, история знает немало захватнических войн, которым придумывалась идеологическая (падение Юпитера в Раке) причина. Марс – добытчик, захватчик, стремящийся к генетическому бессмертию путем воспроизводства себя во всем, рассчитывающий только на себя и свои силы, а Луна – впитывающая губка, которая ассимилирует и адаптирует добычу Марса.

Экзальтация Юпитера в Козероге, на мой взгляд, более оправдана – только повышение ответственности дает расширение полномочий. Сатурнианские структуры благоприятны и желательны для Юпитера, именно на них он опирается. Организованное пространство с заранее известными правилами для него очень удобно. Козерог знак практичный, амбициозный, умеющий ставить далекие цели, хорошо ориентированный стратегически, способный формировать события. В Стрельце с помощью использования совместных ресурсов (Скорпион) формируется цель, создается то, что впоследствии должно быть реализовано в Козероге. Когда цель реализована, результат получен, тогда никто не властен над его судьбой, уже ничего нельзя сделать. Козерог 10-й знак Зодиака, а 10 – число абсолютной полноты и тотальной завершенности. Марс тут уже не нужен, после драки кулаками не машут.

Планета в знаке своей экзальтации ярко, хотя и однобоко, проявляет присущие ей качества. Марс, в отличие от сребролюбивого Юпитера, бескорыстен, неподкупен, бескомпромиссен. Под покровительством Козерога находятся высокопоставленные чиновники, если бы они обладали этими качествами, не было бы коррупции. Бывая в помпезно-роскошных кабинетах больших начальников, кресла которых больше напоминают троны, на которых они величественно восседают, я вижу людей, исполненных чувства собственной грандиозности, внушающих почтение, с чрезмерной важностью и снисходительным пренебрежением к другим. Они не спешат, не суетятся, не мельтешат, связывая стремление к собственной значимости непосредственно со своим служебным положением, а не с личной активностью. Мне не удается ни увидеть, ни ощутить проявления Марса в кабинетах власти, зато я кожей чувствую в них вальяжность Юпитера и официоз Сатурна.

По своему существу власть или властные полномочия это сила, которая, подобно авторитету, оказывает воздействие на душу и ум, пронизывающая их, подчиняющая своим законам, что более согласуется с экзальтацией Юпитера в Козероге. В связи с тем, что верховная власть заключает в себе как стремление к организации мира, так и разрушительный импульс, способный противопоставить человека естественному порядку вещей, – Марс в Козероге падает.

Говорят, что самое сладкое на свете – это власть, а большие почести символизирует Юпитер. В Козероге у него сильная возможность для социального роста, расширения своего влияния и строго ограниченный простор для практической реализации своих целей. Власть на Земле не может быть безграничной; полномочия президента ограничены его страной, начальника ЖЭКа – его районом.

Экзальтация Юпитера в Козероге показывает, что на нашей планете достижение цели не может обойтись без принудительного мотива. По мере того, как идея, что человек должен достичь цели, дегенерирует во мнение, что человек может достичь ее, когда захочет, – вся сила ее улетучивается.

Графическое изображение Юпитера это гипербола (стремление к безграничному), увлекающая крест материи, обеспечивая возможность достичь того, что выше. Это динамизм, нацеленный на безграничное движение, которое связывает и объединяет два полюса проявления: низ и верх, небо и землю, материю и дух.

Думаю, что экзальтация Венеры во Льве не нуждается в обширной аргументации. Солнце – сознание, Венера – ценности; экзальтация Венеры во Льве – это осознание ценности собственной личности, оно побуждает человека самостоятельно выбирать направленность своих намерений и поведения, предъявлять требования, соответствующие целям как ценностям, соразмерять, оценивать себя и свои действия в соответствии с этими ценностями. Поступки, намерения, мотивы, свойства характера соотносятся (более или менее осознанно, но всегда эмоционально) с общей самооценкой личности, ее достоинством (Солнце). Добродетель Венеры, справедливость, заключается в умении правильно соизмерять ценности и вести себя соответственно вынесенным таким образом оценкам.

Знак Льва связан с раскрытием творческого потенциала, с проявлением высшего «Я» человека. Осознание «Я» – это душевно-духовное состояние, наиболее ярко проявляющееся в творчестве, искусстве. Искусство – это творческая деятельность (Лев), направленная на освоение эстетических ценностей (Венера), т.е. личностного смысла таких явлений, благодаря которым жизнь человека становится привлекательной, одухотворенной, осознанной. Духовное содержание (Солнце) творческий человек воплощает в предметно-чувственные формы красоты (Венера). Только в творчестве происходит развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие или символизируемую Венерой гармонию. Искусство всегда выражает и отражает субъективный образ объективного мира, который основывается на чувственном переживании (Венера). Цель искусства – совершенствование человека, гармонизация его духовного мира.

Подтверждение собственным мыслям об экзальтации Венеры в знаке Льва я нашла в книге Алисы А. Бейли «Эзотерическая Астрология» (с. 294-295), где она пишет: «Выдающейся темой Льва является активность самосознательной единицы по отношению к своему окружению, или развитие чувствительного отклика на импульсы среды со стороны того, кто стоит, подобно Солнцу, в центре своей малой вселенной.

Всю историю Льва, его функций и влияний можно суммировать в слове чувствительность. Эта чувствительность развивается в четыре стадии:

1. Чувствительность к обусловливающим импульсам окружающей среды; это импульсы мира человеческой эволюции;

2. Чувствительность к воле, стремлениям и желаниям личности, интегрированного самосознательного человека, низшего «я»;

3. Чувствительность по отношению к душе, как обусловливающий фактор, вытесняющий чувствительность к окружающему миру;

4. Духовная чувствительность Богочеловека (единой души – личности) к своей среде. На данной стадии раскрытия освобожденный человек не обусловлен своей средой; он принимается за нелегкую задачу обусловливания ее самой в отношении божественного плана и цели; в то же время он культивирует восприимчивость к высшим импульсам тех миров, которые ведут к конечной цели».

Не вызывает сомнений, что чувства и чувствительность связаны с Венерой, которая, экзальтируя во Льве, определяет способность этого знака к развитию чувствительного отклика.

Словосочетание «царские (Солнце) украшения (Венера)» говорит само за себя. Любовью к украшениям во все времена славились не только цари, но и женщины. Женщина, которая хочет обратить на себя чье-то внимание и вызвать симпатию, наносит на лицо «боевую» раскраску, надевает самые красивые украшения и одежды. Для того чтобы принять экзальтацию Венеры во Льве, нужно видеть женщину в момент, когда ей это удается!

Ювелиры, создающие золотые украшения, находятся под покровительством Льва. Каким изысканным вкусом и чувством меры должны обладать эти люди! Стремление продемонстрировать то, что считается красивым, изначально присуще человечеству. Иначе не было бы конкурсов красоты, показов модной одежды, художественных выставок. Самораскрытие через демонстрацию (Солнце) является основополагающим мотивом Венеры во Льве.

Под знаком Льва живет любовь. Где же еще экзальтировать Венере, планете, олицетворяющей любовь, как не во Льве? Врожденная вера человека в неотразимость его очарования и потребность выбирать то, что нравится, связана с Венерой. Любовь – это чувство, рождающееся из свободного (Солнце) внутреннего выбора (Венера). Как хорошеют и молодеют влюбленные, как светятся их глаза, как они демонстрируют друг дугу свои лучшие качества! А одержимость и переполненность чувствами (Венера) людей, занимающихся творчеством, когда им и денег не надо, дайте только выразить себя!
Из астрономии известно, что Венера окружена сплошным покровом белых облаков, температура надоблачного слоя около -40?С, температура на поверхности планеты +475С, давление до 90 атмосфер; вращается вокруг оси в сторону, противоположную той, в которую вращаются все планеты (кроме Урана). Эти данные хорошо коррелируются с поведением влюбленных. Влюбившись, женщина часто не показывает вида и демонстрирует (Солнце) предмету обожания подчеркнутое равнодушие, несмотря на то, что внутри нее полыхает огонь, она прячет свои чувства за внешней холодностью. Эта особенность поведения влюбленных легла в основу не одного литературного произведения. В фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» принцесса, сгорая от любви, говорит своему возлюбленному: «Я докажу Вам, как Вы мне безразличны! Умру, но докажу!». Вспомните Пушкина «Чем меньше женщину мы любим…».

Графическое изображение Венеры, как и ее вращение в обратную сторону, объясняет утверждение, почему «о вкусах не спорят». В отличие от Меркурия, над кругом на кресте у Венеры отсутствует полумесяц, символ воспринимающего начала; она не восприимчива, а чувствительна только к велениям сердца (Солнце). Не зря говорят: «Кому нравится поп, кому попадья, а кому поповская дочка».

Управитель Льва, Солнце, олицетворяет Дух; Венера – ценности. Совмещение этих понятий символизирует Духовность как стремление к абсолютным ценностям посредством относительных.

Падение Венеры в Водолее объясняет, почему Водолей плохо понимает, что такое любовь, но зато очень высоко ценит дружбу. Дружба дает Водолею не только замену чувства любви, но также и ощущение общности с другими людьми, что, в принципе, для него представляет некоторую проблему: интимные душевные контакты у Водолея скорее исключение, чем правило. В Водолее понятия «любовь», «привязанность» и «честь» приобретают абстрактное значение, а по отношению к конкретному человеку могут вообще не проявляться. Управитель Водолея, Уран, нарушает равновесие, разрушает гармонию Венеры, вносит сумбур и беспорядок в жизнь чувств. Неспособность Водолея связывать свои идеалы, мысли и поступки с чувствами; желание избежать прямого эмоционального участия или того, чтобы довериться личным отношениям, лишь бы не потерять своей свободы и продолжать жить в мире идей и идеалов, изучая, испытывая их и следуя им, – обосновано падением Венеры в этом знаке.

Перейду к знакам верхней полусферы Зодиака, которые относятся к социально-духовной сфере жизни, отражают взаимодействие с окружающим миром и природу изменений, вызванных внешними условиями. Биологическая мотивация уступает в них место социальной. Нижняя полусфера – плотная, земная, материальная; верхняя – надземная, тонкая, идеальная, символизирующая развитие в обстоятельствах внешней жизни.

Огненная и земная стихии здесь в меньшинстве. Огонь страстей и жажда обладания, которые превалируют в нижней, материальной, полусфере, уступают место господству интеллекта и интуиции души. По предложенной версии, если в нижней полусфере управляют и экзальтируют только личные планеты, следовательно, в верхней должны управлять и экзальтировать только социальные. Астрологически очевидной мне представляется следующая расстановка: Сатурн экзальтирует в Весах, Нептун – в Скорпионе, Уран – в Стрельце, Юпитер – в Козероге, Плутон – в Водолее, Прозерпина – в Рыбах.

Управление Прозерпины знаком Весов детально обосновано доктором астрологии Саулом Айзиным в его книге «Общая астрология» (ИЦА, Москва, 1998). От себя добавлю, что из мифологии Персефона (Прозерпина) известна только тем, что вышла замуж за Аида (Плутона), который похитил и увел ее в царство мертвых. Если бы не мать Персефоны, Деметра (Земля), никто бы не заметил ее исчезновения. Кроме того, что Аид уговорил ничего не подозревавшую Прозерпину съесть несколько зерен граната, считающегося символом брака, никаких самостоятельных подвигов за Прозерпиной не числится, она стала известна только благодаря браку (Весы).

С переходом в 3-й квадрант Зодиака – с выходом в социум, со вступлением в брак или другие партнерские отношения – связаны изменения внутреннего мира человека под воздействием внешнего, необратимые биохимические процессы преображения, влекущие полную переориентацию дальнейшего существования. Не секрет, что хозяева собак через какое-то время становятся похожими на своих питомцев.

Графическое изображение Прозерпины – две скобки с точкой посередине, т.е. дух, разрывающий рамки материи; это возможность выйти за пределы собственного Эго, увидев себя, как в зеркале, глазами окружающего мира в лице друзей, врагов, партнеров и супругов. Точка в изображении (символ единого, не проявленного, недифференцированного потенциала Сознания) вселяет надежду на то, что человек может сознательно формировать доступную ему окружающую среду, осознанно выбирать друзей и партнеров. В знаке Весов, под управлением Прозерпины, необходимость (экзальтирующий Сатурн) имеет вероятностный характер, поэтому здесь человек может выбирать между возможностями, устанавливать, в соответствии со своими знаниями о собственных границах и закономерностях внешней действительности, свой порядок жизни, встраивая его в порядок мира. Необходимость не отождествляется здесь с неизбежностью.

Еще одно, более импонирующее мне, изображение Прозерпины похоже на Венеру с «ушками» (двумя полумесяцами, как локаторами, по бокам). Символ Венеры напоминает зеркало с ручкой – можно любоваться или досадовать на какое-то явление, но явление выражает лишь одну из сторон сущности, никогда полностью не совпадая со всей сущностью. В отличие от Венеры Прозерпина, несомненно, обладает гештальт-качествами и чутко улавливает внешние воздействия. (Гештальты – это образования, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Проще говоря, гештальты – это более или менее отличные друг от друга части целого, каждая из которых обладает своим набором качеств.

Эти части определяются целым, и в случае, если меняется какая-то часть, – меняются и все другие части, положения или свойства, входящие в целое).
Мудренова Зоя Владимировна