Планеты, аспекты и значимые точки гороскопа

Семь фаз жизни. Третья фаза – Венера

В фазе Меркурия человек учится устанавливать связи с другими людьми. Но в меркурианских связях эмоциональная составляющая играет второстепенную роль. Это связи с соседями, одноклассниками, сослуживцами, с не слишком близкими приятелями. Иногда это знакомства по интересам или деловые контакты. Подобные отношения могут быть длительными, но они крайне редко бывают глубокими. Такие связи зачастую меняются при переезде, перемене работы. Но умение завязывать подобные отношения ― одна из важнейших основ социальной жизни человека.


Подростковый бунт

Когда фаза Меркурия завершена, наступает фаза Венеры с 14 до 21 года, в которой человек учится любить другого человека. Начинается фаза Венеры в четырнадцать лет и продолжается до двадцати одного года. 

Это переломный момент в развитии ― недаром и психологи, и социологи выделяют подростков в особую категорию. В Европе их называют, начиная с тринадцати лет, тинэйджерами, что означает «надцатилетние». В этот период происходит отрыв от родителей, отрыв не социальный, а астральный. До сих пор ребёнок жил в ауре семьи, как в утробе матери, психически полностью погружённый в неё.

Эмоциональная или астральная зависимость от семьи, астральная связь с семейным пространством играла роль, аналогичную роли пуповины в период внутриутробного развития. Теперь, к началу фазы Венеры, эмоциональное начало в человеке должно быть сформировано и ему пора выходить из психической «утробы». Подростковый бунт ― это и есть процесс выхода из «матки», разрыва эмоциональной пуповины, связывающей подростка с родителями.

Подростковый негативизм ― не что иное, как усилие ребёнка преодолеть психическую зависимость от родителей. В древних культурах существовали инициации, помогавшие пройти этот процесс становления. В нашей культуре подобных инициаций нет, они отброшены и забыты, и в результате подросток предоставлен самому себе.

Общество и родители воспринимают поведение подростка негативно, пытаются ввести его в привычные рамки. А он и сам не понимает, что с ним происходит. Новорожденный ребёнок не умеет управлять своим телом, ему нужно долго учиться этому искусству. Руки и ноги у него движутся хаотично, он может поранить сам себя. Так и тинэйджеру приходится учиться управлять внезапно проснувшимися эмоциями. Они захватывают его, он не может отделиться от них, посмотреть на себя трезво. Спонтанные переживания временами полностью подчиняют себе ум подростка, он склонен драматизировать любые мелочи, переживает всё крайне обострённо. Часто в этом возрасте у мальчиков нарушается координация движений ― даже телом им трудно управлять.


Период взросления

Хорошо, если в такой период рядом будет какой-нибудь разумный взрослый, который может успокоить подростка, поддержать его, не пытаясь при этом командовать им. В период эмоционального становления подростку важнее уважение, признание его прав, чем забота и даже любовь родителей. Родительская забота может вызывать отторжение, потому что подросткам кажется, что забота возвращает их в детское, зависимое состояние, а им чрезвычайно важно чувствовать себя взрослыми. В астрологии это первый кризис Сатурна, кризис становления личности, который происходит в начале фазы Венеры: к этому моменту Сатурн проходит половину своего цикла и находится ровно напротив своего натального положения, то есть того места, которое он занимал в момент рождения.


Привязанности, способность любить

В прошлой беседе мы говорили о психическом отделении подростка от родителей. Оно не приводит к полному разрыву с родителями ― это связи очень глубокие, их разорвать невозможно, они действуют до самой смерти, а иногда и после смерти. Но в эмоциональном плане подросток выходит из родительского пространства и обращается вовне.

До этого он устанавливал с внешним миром меркурианские связи, теперь пришла очередь сердечных связей Венеры. 13―14 лет ― период интенсивного полового созревания, возраст ранней влюблённости. Но связи Венеры не ограничиваются влюблённостью ― значительно чаще в этом возрасте создаются дружеские отношения, наполненные чувством сердечной близости. Дружба, душевная близость ― это тоже проявления любви.

И в фазе Венеры мы раскрываем для себя любовь, как способность нашей души, способность видеть другого человека. «А разве до этого он не видел людей?» Конечно, видел и любил. Ребёнок любит родителей, родных, но любит их как часть себя. До возраста Венеры человек эгоцетричен: он смотрит на мир только со своей точки зрения и близкие люди для него важны, поскольку имеют отношение к нему. «…Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа — неизвестно.» (Чехов. Гриша). Это взгляд очень маленького ребёнка. Но и в десять лет человек воспринимает своих близких функционально ― по их действиям по отношению к нему. Он их любит, потому что с ними ему хорошо, без них хуже.

И вдруг наступает момент, когда другой человек становится ему важен сам по себе. Становятся интересно и важно, чем он живёт, что переживает, и не потому, что как-то влияет на мою жизнь, а просто потому, что он мне дорог! Раньше мы не задумывались о внутренней жизни наших близких, если она не затрагивала нас, а сейчас мы даже забываем о себе. Полюбить, это и есть — забыть о себе. Раньше мы видели других людей как явление, а теперь, полюбив человека, видим его целиком, со всем его внутренним миром.

Не удивительно, что подавляющее большинство подростков занято только своими сверстниками: в этот период для них важнее всего контакты с равными себе.



Если искажение в эмоциональном развитии

Часто в период Венеры происходит задержка в развитии, тогда человек вырастает эмоционально недоразвитым, инфантильным. Он может быть умом и волей вполне взрослым, но в эмоциональных отношениях остаётся ребёнком. В близком человеке он всегда хочет видеть мать или отца, ждать от любимого родительской опеки, и при этом не задумывается о его чувствах. А очень отставший в эмоциональном развитии человек неспособен полюбить никого, кроме себя. Это может не влиять на карьеру, на социальный успех, но жизнь такого человека неполна. Безразличие к людям, жестокость ― следствия нарушения эмоционального развития.

Такие нарушения можно исправить, но это очень трудное дело.


Михаил Левин
Венера