Другие авторы

Астрология и психология. Базовые элементы. Часть I

Статья является неким сообщением о длительном исследовании, результаты которого хотелось бы представить в виде двух книг примерно с одним названием «Структура психики». Одна из них предполагается для астрологической аудитории, вторая – в основном для психологов. В этих книгах автор намерен изложить свой взгляд на структуру психики, предложить и аргументировать ряд гипотез, которые могут показаться неожиданными как астрологам, так и психологам.

Часть гипотез приводится в данной статье, размеры которой не позволяют дать развернутые их обоснования. Поэтому прошу краткие характеристики обсуждаемых феноменов не принимать за доказательства.

Для астрологии психология – родственная область знания (не говорю наука, поскольку сами психологи считают, что на науку она «не тянет»). У той и другой основной объект изучения – человек. Исследованием связей между ними занимался отец современной астрологии Д. Радьяр. В астро-психологическом исследовании, по его мнению, астрология дает структуру, а психология – содержание. Оба эти фактора, структура и содержание, необходимы для глубокого и широкого изучения любой формы существования, будь то биологической, психологической, социальной и даже космической. Цель его работ – сообщить читателю о существовании «родства между психологией, способной иметь дело с целостной структурой человеческой личности, и астрологией, направленной именно на выявление этой структуры в современных астрологических терминах, а не на исключительные занятия мелочами повседневного существования и предсказанием событий».

Современная астрология недалеко продвинулась в этом направлении, и мало кто из астрологов обсуждает языковые вопросы. «Очень многое в астрологии является вопросом определения, и тем не менее почти ничего еще не определено» [А. Элвелл]. «Нам нужен язык опыта – язык, описывающий реальные процессы, которые человек может ощущать и идентифицировать», – говорят другие астрологи.

К сожалению, астропсихология, как она сложилась на сегодняшний день, и особенно в России, частенько применяет научную психологическую терминологию во вполне бытовом контексте. В результате астрология и астропсихология различаются не более, чем детектив, написанный в манере «action», и детектив психологический, то есть изображающий не только (и не столько) стрельбу и погони, но и эмоциональные реакции героя на происходящие события. Психология же, на самом деле, больше озабочена не констатацией разрозненных фактов, подтверждающих наличие у индивидуума внутренней, эмоциональной жизни, а разработкой моделей психики человека, типизацией поведенческих актов и классификацией разнообразных личностных проявлений. Психологи рассматривают психику человека как структурированную, целостную. У них есть свои наработанные методы, которыми астропсихологи интересуются редко и неохотно.

Опираясь на ментальные представления о структуре человеческой психики, психологи видят процессы, протекающие внутри личности, адекватно понимают механизмы, на основе которых действует тот или иной человек. Астропсихологи же подчас просто заимствуют притягательные с виду выражения коллег-психологов (по принципу «яблоки из чужого огорода»). И, между прочим, когда психологи используют оккультные термины (а астрология – оккультная наука не только по определению, но и по сути), они делают это хотя и не намного охотнее или чаще астрологов, зато подчас более аккуратно, обдуманно, и, в результате, более корректно. Редкие упоминания психологами оккультных феноменов свидетельствуют об их осторожном (как правило, тщательно скрываемом, если не вытесняемом) интересе к данной проблематике, о любопытстве и – быть может – осторожном желании понять. Астропсихологи понять коллег пытаются реже, зато чаще открыто утверждают, что астрология лучше (читай: больше дает для понимания человеческой природы), чем психология, вовсю при этом используя чужой и не всегда до конца понятый набор терминов [Г. Маслов].

Эти слова в полной мере относятся и к автору статьи. Случай заставил меня обратиться к домашней психологической библиотеке, в результате изучения которой отношение к психологии сильно поменялось в лучшую сторону, но не настолько, чтобы не заметить ее серьезных проблем. Психологи стали говорить о кризисе психологии практически с самого начала ее становления. А проблемы те же, что и в астрологии: не определены основные понятия, которые устраивали бы все сообщество.
А не могли бы астрология и психология оказаться полезными друг другу в преодолении своих внутренних проблем? Одна дает структуру, другая содержание, в их союзе возможно построение целого.

Давайте попробуем рассмотреть их базовые элементы в параллели. Это тем более интересно сделать потому, что обе области знания древние. Хотя психология как наука – молодая (а некоторые психологи со знанием дела называют ее не наукой, а феноменологией), ее появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии. Особое место в становлении психологии принадлежит философии, по древности сравнимой с астрологией.


Планеты – символы психических процессов.

Астрологам, прежде чем использовать психологический язык, полезно ознакомиться с основными психологическими категориями.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии. Эти понятия перечислены в порядке убывания динамичности, лабильности и скорости изменения явлений. Психические функции реализуются посредством психических процессов: мышление, эмоции, целеполагание, контроль, планирование, воображение, чувства, интеллект и пр. Состояния и свойства дифференцируются на основе критерия их соответствия с базовыми психическими процессами.

Планеты – базовые элементы астрологии. Поскольку планеты связаны с определенными психологическими характеристиками личности, а основной психологической категорией является психический процесс, то астрологам необходимо прежде всего каждой планете поставить в соответствие определенный психический процесс. Это было сделано в Московской академии астрологии Левиным М.Б. еще в 90-х годах прошлого века. Меркурий – мышление, Венера – эмоции, Марс – активность, Юпитер – целеполагание, Сатурн– контроль. Для астрологов, получивших образование в МАА, это азбука. Не со всеми приведенными параллелями согласятся представители других школ. Отличия могут быть принципиальными, например: Меркурий – интеллект, Венера – чувства, а эмоции – Луна. Могут быть и другие вариации. Казалось бы, страшного ничего в этом нет: мышление и интеллект, чувства и эмоции – понятия близкие, да и сами психологи в них часто путаются. Цель данной статьи – показать, насколько важно и полезно вещи называть своими именами.

Планеты – символы психических процессов. Но далее я буду употреблять более привычное для астрологов словосочетание «характеристики планет», подразумевая под этим характеристики личности, обусловленные соответствующими планетами.
Итак, процесс – основная психологическая категория. После нее по значимости идут состояния, порожденные определенным психическим процессом, и свойства личности, порожденные часто повторяющимися состояниями. При использовании астрологами в своем языке этих категорий, необходимо учитывать их разномасштабность. Давая характеристику, например, Луне, прежде всего, желательно обратить внимание на то, что это символ бессознательного, функция Луны (т.е. бессознательного) – адаптация, состояния Луны – покой, релаксация, удовольствие и пр.; свойства (человека с сильной Луной) – душевность, интуитивность и пр. Часто приходится видеть и слышать, как при упоминании нескольких планет и их сравнении выхватываются понятия разных категорий, например: Меркурий – информация, Сатурн – граница, Юпитер – самолюбие. Корректно будет сравнивать процессы – с процессами, состояния с состояниями, свойства – со свойствами.

Странно то, что астрологи, будучи уверенными в том, что их профессиональной планетой является Уран, на деле не хотят или не могут использовать одно из его основных свойств – способность к прогнозированию. Магическое слово «традиция» крепко держит их в рамках Сатурна, а ведь в традиции не было высших планет, и им надо найти достойное место в системе знаний. Астрологи, считая астрологию наукой, предпочитают работать с тем, что есть – то есть с тем, что открыто, не задумываясь над тем, что могут существовать еще не увиденные в телескоп планеты Солнечной системы. Гипотеза о существовании за орбитой Плутона огромного количества планет и вовсе отбивает желание отделить из их числа значимые планеты от второстепенных.

А ведь лидеры МАА Левин М.Б. и Митяева Т.М. еще в 1991 году писали, что согласно оккультным принципам, фундаментальных основ астрологии должно быть 12. «Эти фундаментальные основы в астрологическом языке соответствуют планетам солнечной системы, которых, по мнению оккультистов, должно быть 12. В настоящее время известно 9 планет, и астрология ожидает открытия и точного определения орбиты 10-й планеты, предположительно названной Прозерпиной». Математические вычисления дают астрономам уверенность в существовании планет за орбитой Плутона. Их ищут. Но современная техника позволяет видеть в телескоп планеты-спутники далеких звезд («соринку в чужом глазу»), но «бревно в своем глазу» увидеть пока не получается. Планеты, вращающиеся вокруг звезд, заметить нетрудно, когда они проходят перед звездой темным пятнышком. Для того чтобы увидеть планеты на периферии Солнечной системы, нужны методы, принципиально отличающиеся от современных.

Существует путаница в характеристиках высших планет. Это сложилось исторически. Когда открыли Уран, стали приписывать ему все, что не относилось к видимым планетам. После открытия Нептуна характеристика Урана была уточнена, и часть его свойств перешла к Нептуну. Открытие Плутона внесло еще больше порядка в характеристики высших планет, но теперь Плутону приписывается все, что не относится к Урану и Нептуну (этим недостатком не страдает МАА). Но, несмотря на уточнения, астрологическая литература изобилует некорректными определениями высших планет. Четкое описание психологических характеристик планет, а это базовые элементы астрологии, – необходимое условие для построения целостной структуры психики. Познание закономерностей этой системы, исходя из известных свойств элементов, позволяет определить связи между элементами и описать недостающие элементы.

Мало кто из современных астрологов интересуется Прозерпиной, возможность существования которой обсуждал еще Д. Радьяр. Он прекрасно понимал, что в отсутствии необходимых элементов невозможно говорить о целостной структуре человеческой личности, и призывал астрологов присматриваться к психологии, которая еще не смогла охватить психическую реальность в целом, но имеет стремление к этому.
Часто астрологи, называя высшие планеты коллективными, не придают им серьезного значения при характеристике личности, считая, что они имеют отношение к целым поколениям и у большинства людей не развиты. Приходилось даже слышать фразу, что Юпитер «работает» не у всех. С этим можно не согласиться.

Базовые процессы (к ним относятся и процессы, символизируемые высшими планетами) работают у всех, но по-разному. Юпитер называют социальной планетой, а ведь он отвечает не только за ориентацию человека в обществе, но и ориентацию в пространстве – этот процесс является неотъемлемой частью психики любого человека. Мы приписываем Нептуну такие свойства, как религиозность, высокодуховную любовь, и уверены, что это дано не всем. Конечно, не весь веер возможных проявлений Нептуна присутствует в психике каждого человека. Но воображение, эмпатия, родственные чувства есть у всех в большей или меньшей степени.

Процесс прогнозирования (предвосхищения) – способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий – в лучшем или худшем варианте работает у всех, и это было, конечно, до открытия Урана.

Высшие планеты названы коллективными не только потому, что они влияют на большие коллективы (например, страны), а и потому, что они связаны с той частью психики, которая отвечает за взаимодействие с другими людьми. Какой же самый маленький коллектив? Племя? Род? Семья? Какая семья: большая, маленькая? Мать, отец, ребенок?.. Двое – уже коллектив, и это подтверждает социальная психология. То есть, высшие планеты «работают» уже при взаимодействии двоих. Психические процессы, связанные с так называемыми коллективными планетами, можно сравнить с внутренними антеннами, настроенными на «другого». Как представить себе диалог двоих (например, в спальне) без Урана, Нептуна и Плутона?

Согласно оккультному принципу целостности, «каждое целое существует не само по себе в мире, оно состоит из элементов, и само входит, как элемент, в другое целое». «Иначе говоря, если мы хотим описывать, например, человека, мы не можем оторвать его от всего человечества в целом, т.е. мы должны рассматривать его как элемент человечества, с одной стороны, и, с другой стороны, мы должны рассматривать его с точки зрения тех элементов, которые в него входят» [Левин М., Митяева Т.]. А для этого необходимо рассматривать высшие планеты.

Можно, конечно, и не выходить за рамки семипланетной астрологии, занимаясь «мелочами повседневного существования и предсказанием событий». Психологи тоже поначалу изучали только процессы сознания (им соответствуют Солнце и видимые планеты), пока не убедились в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры (сфера проявления высших планет). К этому ряду относится и общественное сознание, и язык, являющийся его реальным субстратом. Во всех перечисленных фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций представлений о ее предмете. Л.С. Выготский выделял два главных взаимосвязанных момента, определяющих особенности психологических процессов у человека: это орудийная («инструментальная») структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Сознательная деятельность человека определяется видимыми планетами, взаимоотношения – высшими.

Маркс подчеркивал общественную сущность психической жизни индивида, которая остается таковой даже тогда, когда он не является непосредственным участником общения: «Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью, – деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими, – даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности – даже и сам язык, на котором работает мыслитель, – но и мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо». То есть даже в ситуации отсутствия непосредственного общения человек не выходит из области взаимоотношений, поскольку пользуется продуктами общественной деятельности и, занимаясь наукой, искусством, писательской деятельностью и пр., он создает продукт для общества. Мы знаем, что эти занятия определяются высшими планетами. Конечно, в перечисленных видах деятельности участвуют не только высшие планеты, но и все видимые планеты. Но видимые планеты выступают в роли необходимых условий, а высшие – достаточных.

Адлер придавал большое психотерапевтическое значение социальному чувству – стремлению к общности (высшие планеты), – потому что «недостаточно развитое чувство общности является эквивалентом ориентации на бесполезную жизнедеятельность». И он делает вывод, «что наша так называемая «индивидуальная» психология в действительности является социальной психологией».

Социальная психология как экспериментальная наука, выросшая из психологии, занимается изучением опыта и поведения индивида в связи с воздействием на него социального стимула. Но отсутствие четкого понимания специфики социального и его отношения к психическому ведет к тому, что социальная психология все больше обнаруживает тенденцию к концептуальному слиянию с общей психологией.

Если социальная психология исследует поведение малых групп (двое – уже группа), то интерес социологии сосредоточен на выявлении общих закономерностей поведения больших масс людей. Но среди самих социологов не утихают споры о том, следует ли считать социологию отдельной и самостоятельной наукой. Есть мнения, что социальное не является автономной характеристикой, но образуется на пересечении экономики, политики, географии, истории, психологии и т.д. Один из вариантов толкования слова «социология»: латинское socius (компаньон) + греческое logus (изучение) – это буквально может означать изучение процессов общения.

То есть социология недалеко ушла от социальной психологии, а последняя от психологии, и пуповина между ними не перерезана. Психологи, вытеснив на время социальное из сферы своих интересов, сейчас пришли к тому, что социальное и индивидуальное необходимо исследовать в комплексе. А астрологии это сам Бог велел. Законы функционирования психики человека аналогичны законам развития общества, которое социологами рассматривается как целостный организм.

В своем стремлении к созданию целостной структуры психики психология описывает и неосознаваемые психические процессы, несмотря на то, что они трудно поддаются изучению. Сложно изучать интуицию, интеллект, чувства, процесс творчества, которые проходят на бессознательном уровне. Даже известный многим коэффициент «психометрического интеллекта», который измеряется тестами IQ, является загадкой для самих специалистов по интеллекту.

Астрологи же не спешат заполнять белые пятна в ряду своих базовых элементов – планет. А высших планет явно не хватает. Не хватает второго управителя Близнецам, Деве, Раку, Льву, под большим вопросом второй управитель Тельца и Весов.

В недокомплекте высших планет и отсутствии определений используемых понятий причина того, что среди астрологов нет единства во мнении о «высших октавах» видимых планет. Высших планет три, как их поставить в соответствие пяти видимым? Одно из мнений: Меркурий – Уран (видимо, по принципу участия обеих планет в познавательных процессах), Венера – Нептун (связь с искусством? эмоции? чувства?), Марс – Плутон (здесь меньше вопросов, обе планеты волевые), а некоторые связывают Марс с Ураном. А как быть с Юпитером и Сатурном? Некоторые астрологи, у которых нет аллергии на Прозерпину, соединяют Сатурн с ней. Почему? Рассуждая на бытовом уровне, у богини плодородия должно быть больше общего с Юпитером, в ряд характеристик которого входят рост и расширение, нежели с Сатурном, вызывающим сжатие, торможение жизненных процессов, а в пределе – даже смерть.

Надо договариваться, на основании каких принципов мы соединяем планеты. А почему бы в данном случае не обратиться к традиции последних столетий, которая уже соединила в качестве соуправителей знаков Марс с Плутоном, Юпитер с Нептуном, Сатурн с Ураном? И можно предположить, что для Меркурия и Венеры соуправители («высшие октавы») еще не найдены. Основания для этих гипотез приводятся ниже.


 Поиск закономерностей.

В Таблице 1 приведены ключевые понятия характеристик планет. Социальная и личностная составляющие высших планет разделены знаком «//». Понятия, перечисленные до этого знака, относятся к сфере интересов социологии, те, что после, – к общей и социальной психологии.

Теперь обратимся к психологической литературе. Мнения о структурированности и целостности психологического знания, приведенные в начале статьи, при внимательном изучении этого знания кажутся преувеличенными. Выше уже было сказано о том, что большее значение в психологии придавалось процессам сознания, а бессознательные процессы долго оставались на периферии внимания психологии, информация по ним есть, но она разбросана. Характеристики этих процессов автору статьи пришлось собирать по крупицам из разных источников. В поиске материала помогли астрологические характеристики высших планет.

Таблица 1.

Ниже приведены некоторые основные моменты психических процессов. В бессознательных процессах затронуты только составляющие, освещенные общей и социальной психологией. Явления, изучаемые социологией, здесь не обсуждаются, это отдельная большая интересная тема. Ключевые понятия выделены пунктиром.

Марс и Плутон. Процессы, соответствующие паре Марс – Плутон, рассматриваются в разделе «Мотивация», вернее, рассматривается то, что астрологи называют Марсом, и присутствуют «следы» Плутона. В общей психологии соответствующий Плутону процесс изучен слабо в силу сложности его исследования.

МарсАктивность – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологии активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения.
Она характеризуется в большой степени:
  • обусловленностью производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действования, в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предшествующей ситуацией;
  • ·   произвольностью, т. е. обусловленностью наличной целью субъекта и игнорированием давления ситуации;
  • ·  надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, в отличие от приспособительности как ограничения действий субъекта узкими рамками заданного;
  • ·  значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели.

Это активность, при которой осознаны преследуемая цель, возможность контроля за ходом разворачивающихся процессов.

Плутон. Если Марс инициирует произвольные действия, подчиняющиеся контролю сознания, то непроизвольное поведение человека обусловлено бессознательными импульсами, означающими закономерный ответ организма на внешнее воздействие, – реакциями. Они состоят из комплексов четко скоординированных движений, поз, звуковых, терморегуляционных, секреторных, кожных и пр. реакций, выполняемых в определенной последовательности. Действия, которые никогда не осознавались, называются первичными автоматизмами, те же акты, которые прошли через сознание и перестали осознаваться, называют вторичными автоматизмами.

При «вторичных» автоматизмах устанавливается жесткая однозначная связь между определенными свойствами ситуации и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентировки. В результате отпадает необходимость ориентироваться и в ситуации, и в самом процессе исполнения соответствующих операций (вследствие их стереотипности). Появление значимой ситуации (или наличие в ее составе сигнального свойства) сразу же «запускает» всю последовательность операций. Например, способность мгновенно отскочить с того места, куда через доли секунды вонзается стрела, увернуться от смертельного удара. Здесь нет времени на раздумья, на осознание ситуации, тут действует инстинкт. Тело совершает именно то действие, которое необходимо. Это называется мудростью тела, которой обладают люди с выраженным Плутоном.

В отличие от произвольного действия, обусловленного целью субъекта, которое совершается вопреки давлению ситуации (Марс), в случае активизации Плутона речь может идти о взаимодействии – процессе воздействия субъектов друг на друга, порождающем их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

Оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях совместной деятельности является необходимым условием организованности и упорядоченности внутригрупповых структур. В ходе взаимодействия людей происходит влияние – процесс изменения индивидом поведения другого человека, мотивационной сферы, намерений, представлений, оценок и т.п. благодаря трансляции своих личностных характеристик в виде неосвоенных еще другим человеком образцов личностной активности. Отношения влияния и следования, доминирования и подчинения определяют лидерство в системе межличностных отношений, выступающее важным фактором групповой интеграции. Обычно лидером оказывается тот член группы, который, получая и перерабатывая массу информации, выделяет в ней наиболее важное для жизни общества, направляет активность всех членов группы на достижение общих целей.

Реактивность, непроизвольность действий не связаны с действием сознания, это адаптивный процесс, проходящий на бессознательном уровне. Бессознательным поведением человека занимались психоаналитические теории мотивации.

 Основоположником психоаналитической традиции был З. Фрейд. Одним из центральных положений его теории является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами. Основой  мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты – физические потребности организма.

Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы: воспроизведения себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни индивида (обычные физиологические потребности). Следует, однако, отметить, что инстинкт жизни первого типа (половая потребность) играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является противоположностью инстинкта жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение. Астрологам хорошо известно, что оба типа инстинктов относятся к сфере Плутона.

Дружинина Н. В.
Дружинина Наталья Валентиновна