Так что же «не столько злит, сколько расстраивает» наших «учёных»? – Что астрология не заинтересована в точном «обосновании основ». А что должно означать это не совсем привычное для русского слуха выражение? Что считать основами астрологии?
Можно считать основами астрологии основное положение астрологии: существует связь между характером и судьбой человека и расположением звёзд и планет в момент его рождения относительно друг друга и относительно горизонта. Это положение проверяется астрологами по всему земному шару многократно каждый день на протяжении многих лет. И так же многократно на протяжении тысяч лет подтверждается. Это положение принимает любая астрологическая традиция: и близкие по духу, но отличающиеся техническими средствами индийские и западные традиции, и совершенно самостоятельная китайская традиция, и традиция майя.
Всё остальное можно отнести к техническим средствам. Философы и методологи так и считают, что эфемериды планет, системы домов и прочие техники – всё это является математическим аппаратом астрологии. Я с ними согласен: любая техника, которой мы пользуемся – это немного астрономии плюс немного математики. Так и будем совокупность всех методов расчётов, всё, что только можно в астрологии рассчитать, называть математическим аппаратом астрологии. Обосновывать математический аппарат нет никакой нужды – он настолько же обоснован, насколько обоснованы сферическая астрономия, небесная механика и классическая математика. Обосновывать их и устранять вопросы в этих областях, когда они возникают, – дело математиков и астрономов, в крайнем случае, философов, но вовсе не астрологов.
Зодиаки тропический и сидерический, планеты, звёзды т. п. – это язык астрологии. Обосновывать язык не имеет смысла, как не имеет смысла обосновывать русский язык. Почему в русском языке стул называется стулом? Если ставить вопрос о том, как это слово возникло в языке, откуда пришло, это имеет смысл. Но такие вопросы относятся к истории языка, а не к обоснованию. Можно предъявлять определённые требования к языку конкретной сферы деятельности – к языку математики, к языку моряков, врачей: слова этого языка должны иметь точный, однозначный смысл. В русском языке (как и в других) это недостижимо, но в профессиональном – вполне. Можно требовать, чтобы не было противоречий между понятиями этого языка, можно выдвигать другие требования, но обосновывать язык не имеет смысла. Нет нужды обосновывать тот факт, что знаков Зодиака двенадцать, а не тринадцать или двадцать восемь. Это внутренний язык астрологии. Астролог пользуется этим языком для своих нужд, делает определённые выводы, а затем переводит эти выводы на обычный разговорный язык – на русский или хинди. Если выводы оправдываются, значит, этим языком можно пользоваться – он работоспособен. Все объяснения, почему знаков Зодиака двенадцать, а не тринадцать, или почему в натальной астрологии мы пользуемся тропическим зодиаком, а в мировой сидерическим – всё это вопросы внешние для астрологии. Мы объясняем основные элементы астрологического языка в меру своего понимания, но делаем это в силу психологических и философских причин.
Любая астрологическая традиция погружена в «родное» ей мировоззрение, в философию, религию, она не висит в воздухе. Поэтому все объяснения – не что иное, как связь между внутренним языком астрологии и родным ей мировоззрением. К этому все объяснения и сводятся: связать астрологическое понятие с понятиями метаязыка (то есть, языка этого мировоззрения) и тем самым «обосновать» это понятие. Для тех, кто исповедует это мировоззрение, это будет вполне достаточным обоснованием. Тех же, кто придерживается принципиально иного мировоззрения такое «обоснование», конечно, не устроит. Но это дело вкуса. Наличие или отсутствие обоснования на астрологическую практику не влияет – главное, чтобы это язык работал, подтверждался опытом.
Есть и мифологические или символические «обоснования». Например, астрологические характеристики планеты Марс можно «объяснять» тем, что Марс – бог войны в древнеримском пантеоне. Такое «обоснование» аналогично предыдущему – это связь между двумя языками, пояснение понятий астрологического языка при помощи понятий языка другой традиции. Это уже может быть не «родная» традиция, как в предыдущем случае, а любая соседняя. Со временем понятия соседнего языка могут перекочёвывать в свой язык и становиться «своими» понятиями. Практически это и произошло с главными богами греко-римского пантеона: для европейских астрологов они стали элементами астрологического языка. И теперь такого типа «обоснования» стали просто пояснениями одних понятий астрологического языка при помощи других понятий этого же языка. Это совершенно нормальная практика, но обоснованием такого типа, какой требуют «учёные» противники астрологии, это, конечно же, не является. Да оно и необязательно. Можно сказать, что человек с сильным Марсом в натальной карте более решителен и активен, потому что Марс – бог войны, а можно просто перечислить основные астрологические характеристики Марса и этим ограничиться. Для умственной работы астролога мифологическое пояснение, разумеется, лучше: оно создаёт яркий образ, делает понятие объёмным, живым.
Для астролога образное мышление очень важно, оно более творческое и плодотворное, чем формально-логическое. И астрологу очень полезно уметь мыслить образами, ведь он имеет дело не только с формой происходящего, но и с его содержанием. А чтобы описывать содержание, требуются иные средства, чем для описания формы – образ, символ, притча. И во время консультации живой образ может зачастую дать человеку значительно больше, чем сухая формулировка. Но ещё раз напоминаю: такие образы – это внутренние инструменты работы астролога. А ничто внутреннее не может являться обоснованием целого.
Итак, мы перечислили две главных составляющих астрологии: её язык и её математический аппарат. Кроме этого астрология содержит в себе ещё методы интерпретации, то есть перевода с внутреннего языка астрологии на язык той сферы, к которой астролог применяет свой аппарат. Например, медицинская астрология, – это перевод с языка астрологии на язык медицины; натальная астрология – перевод на язык психологии или на обычный язык (японский, французский и т. д.).
Астролог, пользуясь математическим аппаратом астрологии, строит модель описываемого объекта: человека, страны, фирмы, вопроса … Это могут быть разные модели: статические (радикс, хорар и другие). При анализе некоторых вопросов статических моделей достаточно. Для других вопросов требуются ещё и динамические модели: дирекции, прогрессии, транзиты, возвращения и т. д.. Когда эти модели построены, астролог, оперируя в языке астрологии, получает (если это возможно) ответ на вопрос. Ответ этот выражен в астрологическом языке. После этого астролог переходит к одной из важнейших процедур – к интерпретации, то есть к переводу с языка астрологии на язык той сферы, к которой относится вопрос. Промежуточные выводы астролог делает на языке астрологии, но окончательный вывод он делает на том языке, на котором был сформулирован вопрос. Я только не отметил, что сама работа над вопросом начинается с перевода вопроса на язык астрологии. Итак, мы видим четыре этапа в работе астролога:
1. Перевод с языка вопроса на язык астрологии;
2. Построение астрологических моделей с помощью математического аппарата;
3. Работа внутри языка астрологии по правилам этого языка и получение ответа на этом же языке;
4. Перевод с языка астрологии обратно на язык вопроса.
Что здесь нужно обосновывать, уважаемый ревнитель авторитета науки? Математический аппарат извольте обосновывать сами – это Ваша профессия. Обосновывать язык астрологии – это занятие бессмысленное. Язык не обосновывают, на нём говорят. Достаточно, чтобы он удовлетворял внутренним требованиям профессии. А если Вы настаиваете на обосновании языка, я попрошу у Вас помощи в этом многотрудном деле. Поскольку в языке российских астрологов большую часть составляет русский язык (такова наша национальная особенность), Вы обоснуйте русский язык, а как только успешно справитесь с этой задачей, мы немедленно примемся обосновывать всё остальное. Вам не обязательно обосновывать русский язык в одиночку, можно воспользоваться помощью других астрономов и физиков, или даже химиков. Только не обращайтесь за помощью ни к математикам, ни к логикам, ни к филологам, ни к философам – это пустая трата времени: любой из них понимает, что язык не обосновывают, и от сотрудничества откажется.
Что же надо обосновывать? Методы и правила интерпретации, то есть перевода? Это отнюдь не основание, а очень высокий этаж, если позволите такое сравнение. Но всё же об этом можно поговорить прямо сейчас. Интерпретация – важнейшая часть работы астролога. Именно интерпретация занимает у астролога самую большую часть времени (это сейчас, а в древности, наверное, самую большую часть времени занимали расчёты). Интерпретации посвящено наибольшее число астрологических исследований. Астрология развивается, астрологи развивают свой математический аппарат, расширяют и совершенствуют астрологический язык, осваивают новые сферы приложения астрологии, размышляют над мировоззренческими основаниями астрологии, но больше всего они работают над уточнением и развитием методов и правил интерпретации. Обоснованием этих методов и правил является весь опыт астрологической практики и наибольшая часть астрологических исследований.
Кроме этого обоснование своей практики астролог получает от того мировоззрения, в котором живёт и работает, в которое погружена его астрологическая традиция. Вот три основы, три кита, на которых стоит астрология:
1. Мировоззрение, в которое погружена астрология: религиозное, оккультное, та или иная философия;
2. Вся астрологическая традиция, то есть результаты опыта предшественников за тысячи лет существования астрологии;
3. Личный опыт астролога и опыт его коллег.
Что касается первого пункта, то астрология может быть погружена даже в европейскую философию. Особенность астрологии в том, что она достаточно нейтральна по отношению к мировоззрению. Поэтому её ухитряются погрузить даже в философскую среду европейской культуры. Астрологии, правда, в этой среде тесно, поскольку европейское мышление в смысле мировоззрения очень примитивно. Но даже в такой тесной среде астрология может пресно найти своё место.
Последний пункт распадается на два подпункта, поскольку опыт астролога включает в себя как объектную часть (наблюдение и изучение действия астрологических факторов в окружающем мире), так и субъектную (наблюдение и изучение действия астрологических факторов в собственной жизни и в своём внутреннем мире). Практикующий астролог за свою жизнь проводит значительно большее число опытов и наблюдений, чем любой физик или астроном. Вот Вам наилучшее обоснование. Sapienti sat.
Но Вы пытаетесь это обоснование опровергнуть и делаете это крайне неквалифицированно и не слишком честно, как мы успели убедиться.
ОСНОВНАЯ «НАУЧНАЯ» ПРЕТЕНЗИЯ К АСТРОЛОГИИ
Так какого же ещё обоснования не хватает Вашим не столько злящимся сколько расстроенным «учёным»? Я догадываюсь: Вы хотите, чтобы мы обосновали основное положение астрологии какими-нибудь физическими средствами. Чтобы прямо указали вам: вот она ниточка, за которую планеты нас дёргают! Вы собственно и предъявляете нам претензию, что мы не указываем такой связи. У Вас очень простой ход, он только наивных может обмануть. Вы говорите: покажите нам связь, которая вписывалась бы в нашу модель мира. Это и есть основная «научная» претензия к астрологии – что астрологи не могут указать явной физической связи. На самом деле это, разумеется не так. Настоящую свою претензию евронаучные жрецы и шаманы высказать не хотят и не могут. Их недовольство состоит в том, что астрологические представления не вмещаются в их умы. Я уже писал в десятом письме, что на евронаучном новоязе мистикой называется всё, что непонятно еврошаманам, всё, что сложнее примитивной механистической парадигмы. А астрология сложнее. Методологи, познакомившиеся с астрологией, утверждают, что астрология на два порядка сложнее современной физики. Конечно, имеется в виду не математика, которой пользуются физики, а содержательная часть физических теорий. Это содержательная часть достаточно проста и слабо структурирована. А в астрологии, наоборот, при довольно простой математике содержательная (понятийная) часть очень развита и структурирована. Естественно, астрологические представления кажутся физикам-еврошаманам заумными и иначе как мистикой они их не называют. Но, конечно же, еврошаманы не могут признаться в истинной причине неприятия астрологии, поэтому формально они предъявляют астрологии претензию, которую не посмеют предъявить Ньютону: отсутствие прямой физической связи между объектами астрологического исследования.
Ответ на эту претензию займёт некоторое время, поскольку здесь есть несколько аспектов.
Начну с очередной истории из своей жизни. В 1965 году после третьего тура физической олимпиады на Физтехе нас, школьников, пригласили на лекцию, которую читал нам профессор Физтеха (не помню уже его фамилии). За лекцией последовали вопросы. Один из вопросов был: «Какова природа элементарных частиц?» На что профессор ответил: «Физика занимается не природой, а поведением элементарных частиц. Природа элементарных частиц – дело философов». Я запомнил эти слова на всю жизнь – это очень точная и честная позиция.
Так вот: астрология не занимается природой связи между космическими процессами и событиями в жизни человека. Астрология изучает результаты этой связи. Проще говоря, астрология изучает, какие события в жизни человека возникают при определённом положении небесных тел. А вот за какие «ниточки» они нас дёргают – это уже не вопрос астрологии. Мы не изучаем вопрос, почему они действуют, мы изучаем, какони действуют. И незачем нам предъявлять претензии по этому поводу. Физика тоже не знает природы гравитации, и ничего, пользуется законом всемирного тяготения и весьма успешно. Это только у Вас получается, как в волшебной сказке: увидел несоответствие фактов и теории, побежал к себе в кабинет и быстренько навёл в теории порядок:
Как только в работе наших машин или в наблюдаемых природных явлениях возникает хотя бы намек на расхождение с существующей научной теорией, ее сейчас же (курсив мой – М. Л.) модернизируют, обобщают или даже отвергают вовсе. (из третьей главы – М. Л.)
В реальной истории науки иногда на такое наведение порядка сотни лет уходят. Когда-нибудь человечество поймёт и природу связи между явлениями небесными и земными. Возможно, это сделает новая физика, которая преодолеет ограничения, наложенные на неё механистической догмой, а может быть какая-нибудь другая новая дисциплина, и сколько на это уйдёт времени, пока неизвестно. Известно только, что этому будет предшествовать научная революция значительно мощнее научных революций 20-го века и она поменяет всё наше представление о мире, в котором мы живём.
Ещё раз повторяю: невозможность явно указать природу связи земных и небесных явлений не может являться для честного учёного аргументом против астрологии. Однако, если не считать липовой статистики, это как раз основной аргумент со стороны идейных борцов с астрологией. Опять двойные стандарты. Более того, предложение или требование объяснить природу астрологической связи Неба и Земли – это ловушка, и в неё иногда попадаются мои неосторожные коллеги.
АПОЛОГИЯ НАИВНОСТИ
Сегодня некоторые астрологи и не астрологи высказывают догадки о природе связи Неба и Земли, но делают это не в своём профессиональном качестве. И если эти догадки не совсем удачны, это не влияет на их занятия астрологией. Я лично избегаю подобных догадок, но не считаю, что их следует запрещать, поскольку уверен, что свобода мысли значительно ценнее любой догмы, в том числе и научной.
Но для критиков астрологии такие догадки – как счастье. Не имея возможности всерьёз опровергнуть астрологию, они хватаются за подобные догадки и немедленно начинают опровергать их. И что самое главное, они стремятся переключить всё внимание читателей на эти догадки. Иногда им даже удаётся убедить неискушённого читателя, что астрология опровергнута, поскольку опровергнуты попытки найти ей механистическое объяснение. Вы сами заняли целую четвёртую главу своей статьи подобными опровержениями, которые, как я показал, ничего не опровергают.
Но мне хочется сказать несколько слов в защиту тех, кто пытается найти физическое объяснение астрологическим фактам. Видите ли, вышли мы все из Европы, то есть из европейской научной идеологии. Мы все в ней воспитаны. И даже открыв для себя другой мир мышления, лежащий за пределами механистической парадигмы, трудно полностью очиститься от того, что тебе внушали в течение многих лет. Знаю на собственном опыте: требуются серьёзные и целенаправленные усилия ума и воли, чтобы полностью освободиться от этого гипнотического внушения. Естественно, что провести такую работу удаётся не всем. И многим моим коллегам наука до сих пор кажется неким идеалом, а «научный подход» – идеальным инструментом познания. И, работая по-новому, они всё равно душой тянутся к старому. Отсюда и попытки обосновать астрологию, пользуясь физической или какой-нибудь другой из естественнонаучных парадигм. Не вижу в этом ничего плохого: делают это мои коллеги вполне искренне. Вы этому, разумеется, не поверите. Как видно из разбираемой нами статьи, в любом высказывании астрологов Вам слышатся происки, желание что-то у науки похитить – то ли репутацию, то ли невинность, соблазнив её мистической идеей. Не буду Вас убеждать. Но всё же напомню, что и в вашей родной астрономии каждому правильному (с современной точки зрения) объяснению предшествовали десятки и сотни неправильных. Так что наивность наших коллег вполне можно понять и оправдать.
А теперь, заканчивая это письмо, хочу ещё раз поблагодарить Вас за возможность познакомиться со «статистическими» опровержениями астрологии и оценить их. Прошу Вас, дорогой сосед: если у Вас завалялись ещё несколько таких опровержений, пришлите мне пару штук, буду очень благодарен.
А пока желаю Вам всего наилучшего. До скорой виртуальной встречи!
Михаил Левин