Левин Михаил Борисович

Семь фаз жизни. Вторая фаза – Меркурий

Итак, первая фаза ― лунная ― пройдена. Начинается фаза Меркурия с 7 до 14 лет. В этой фазе должен завершить своё развитие практический ум человека, или интеллект.

Ум ― самая уникальная способность человека, он отличает человека от животного. В уме заложены очень разные способности. Мы умеем воспринимать окружающий мир, анализировать его, умеем обобщать отдельные процессы и явления и сопоставлять их друг с другом. Способны воспринять красоту и гармонию и оценить её ― это эстетическое мышление. Мы можем, следуя определённым правилам, делать выводы, выводить скрытое из открытого ― это логическое мышлении. К уму относится и наша интуиция, и творческое воображение, и умение предвидеть будущие события, предугадывать их — всё это способен человеческий ум.


Способности ума

Самая простая способность ума ― способность различать предметы и явления и сопоставлять их. Эта способность присутствует даже у простейших животных ― ведь они должны как-то отличать съедобное от несъедобного, узнавать опасность, отличать своих от чужих и т. д. Это самый простой ум ― природный. Могут возразить, что это работает инстинкт, но инстинкт ― тоже ум, только работающий автоматически и передающийся по наследству всему виду. Природный ум есть и у человека, он включается на лунной стадии и в первые семь лет развивается до своего максимума.

Чуть позже начинает работать интеллект. Это более высокий слой ума, позволяющий человеку переходить от конкретных, простейших фактов к абстракциям, создавать сложные умственные конструкции, устанавливать ассоциативные связи между совершенно, казалось бы, различными явлениями. Интеллект способен познавать весь мир форм, мир неживой природы. Конечно, интеллект может далеко не всё, но об этом позже. Развитый интеллект ― это мощнейший инструмент и его вполне достаточно для изучения самых сложных разделов математики и естественных наук. Логика и филология тоже ему доступны. 

Активное развитие интеллекта начинается в период от семи месяцев до пяти лет, вместе с развитием речи – это зависит от врождённых способностей ребёнка. Но в возрасте от семи до четырнадцати лет интеллект переживает бурное развитие и достигает своего максимума.


Фаза Меркурия – начала обучения

Семь или восемь лет ― лучшее время для начала систематического обучения. До этого возраста ещё сильна потребность в маме. Новая тенденция начинать обучение ребёнка как можно раньше не имеет под собой основы. До восьми лет ребёнка следует обучать только в игровой форме, не возлагая на него ответственности за обучение, то есть без оценок и домашних заданий и обязательного присутствия. При этом сам процесс обучения должен ориентироваться на пробуждение интереса к учёбе, а не накопление знаний. Если человеку будет интересно учиться, он сам сумеет получить необходимые знания в любом возрасте. Но для этого он должен быть уверен в своих силах.

Поэтому очень важно не нагружать ребёнка преждевременно, когда он ещё не готов, иначе груз учёбы может показаться ему слишком тяжёлым ― сформируется негативная установка и будет влиять на всё дальнейшее обучение. Если у ребёнка выдающиеся способности, то от игровой формы он сам потянется к регулярному обучению. В остальных случаях кажущаяся потеря времени будет прекрасно восполнена лучшей способностью учиться. Игровая же форма даст ребёнку уверенность в своих силах, а это важнее всего.


Завершение развития интеллекта

Как мы сказали в прошлой беседе, к четырнадцати годам интеллект практически завершается развитие той части ума человека, которая связана с Меркурием, ― интеллекта. Интеллект шестидесятилетнего академика почти не отличается от его интеллекта в четырнадцать лет. Это хорошо знают математики и физики: четырнадцатилетний подросток вполне способен изучит сложнейшую математику.

После четырнадцати лет человек учится управлять своим интеллектом, изучает багаж знаний, накопленных человечеством, но сам интеллект развивается очень мало. Развитие ума можно сравнить с развитием физического тела. К моменту рождения все органы тела должны быть полностью сформированы, иначе ребёнок не может жить. Дальше новорожденный будет учиться управлять своим телом, будет расти, но структура тела, анатомия не изменится, только с годами может ухудшиться. Так и интеллект: к концу меркурианской фазы его структура сформировалась.

Случается, что интеллект не успевает сформироваться вовремя. Тогда всю оставшуюся жизнь человек будет жить с дефектом ума. Самый крайний случай ― это врождённая умственная отсталость, когда потенциал ума значительно ниже среднего. Но куда чаще происходит другое: врождённый потенциал интеллекта не ниже среднего, а может быть, и выше, но по каким-то причинам он не достигает к концу второй фазы своего потолка. Тогда потребуются сознательные и продолжительные усилия, чтобы восполнить этот дефект.


Навыки Меркурия

Это бывает часто, и такой человек не сильно отличается от окружающих. Обычно такие нарушения зависят от двух причин: от сверстников и среды, в которую попал ребёнок в этом возрасте, и от того, как он прошёл первую фазу. Сильнее всего нарушение отразится на второй важнейшей способности, связанной с Меркурием: это способность общаться с людьми, умение воспринимать и умение выражать себя, давать. Способность к изучению абстрактных наук слабо зависит от первой, лунной фазы развития. А вот способность взаимодействия с людьми от лунной фазы зависит очень сильно, ведь Луна формирует отношение к миру.

Поэтому так часто встречаются люди, очень талантливые в науке или искусстве, и совершенно ничего не понимающие в жизни. А это очень важно ― уметь вести диалог, слышать людей и мир, свободно выражать себя.

Если аура, развившаяся в лунной фазе, слаба, то человек будет внушаемым, неспособным критически оценить полученную информацию, будет слишком доверять слухам, сплетням, газетам и ТВ и не сможет вырабатывать самостоятельной точки зрения. При очень жёсткой ауре интеллект будет слышать только то, к чему он уже привык, и с трудом будет воспринимать новое. И сильнее всего отклонения проявятся в умении создавать и поддерживать контакты с людьми. В этот период среда сверстников влияет на развитие почти так же сильно, как семья и педагоги.

Поэтому выбор подходящей среды может частично исправить нарушения первой фазы.

Михаил Левин
Статьи и лекции Семь фаз жизни человека Планеты