Новое в библиотеке
Левин М.Б.

Указания на творческий потенциал в гороскопе

Показатели творчества в натальной карте

Автор: Левин М. Б.


Памяти Владимира Дружинина

исключительно талантливого психолога

и творческого человека

посвящается


Благодарность

Благодарю Наталью Дружинину за предоставленные мне работы её мужа,

они помогли мне понять суть вопроса.


Благодарю наших коллег психологов – они выполняют за нас ту работу, которую мы по разным причинам не можем выполнить.


Вступление

Данная работа не является законченным исследованием, это скорее сообщение о предварительных результатах. Для астрологов, работающих в данном направлении, оно может быть полезно как указание, в каком направлении не стоит искать, а в каком стоит.

Поиски показателей творчества в натальной карте астрологи ведут уже сравнительно долго. За это время сложилось достаточное количество мифов на эту тему.

Разберём для начала некоторые из них.



Что не является фактором, определяющим творческие способности.

Сказанное ниже есть результат длительных наблюдений, хотя и не обработано в соответствии с требованиями современной статистики.

Во-первых, никакое сочетание домов само по себе не определяет наличие творческих способностей.

Принято считать, что пятый дом определяет способности к творчеству. При внимательном рассмотрении оказывается, что это совсем не так. Действительно, пятый дом нередко активен в карте творческих людей. Но если проанализировать достаточно большое количество карт людей, не отличающихся особой способностью к творческой деятельности, можно увидеть, что пятый дом там тоже часто активен и доля карт с активным пятым домом не ниже, чем других домов. Если от голой статистики перейти к анализу особенностей характера людей с активным пятым домом в натальной карте, мы увидим, что пятый дом в первую очередь сказывается не на способностях, а на мотивации к деятельности. Пятый дом задаёт вовлечённость, азарт, стремление превратить свою деятельность в увлекательную игру, желание заниматься только тем, что очень нравится, - все эти потребности очень близки к потребностям людей творческих.

Аналогично этому, угловые дома не говорят о творческих способностях, даже не говорят о креативности, но могут указывать на особенности характера, часто присутствующие у людей продуктивных. Так, сильный, обозначенный значимыми планетами первый дом говорит об активном характере личности и готовности упорно проводить свою линию, что является важным условием продуктивности и способности к самостоятельной деятельности.

Сильный десятый дом может говорить о сильной мотивации на социальный успех, на социальную значимость продукта. Он также может говорить об активном уме, стремящемся проявиться.

Сильный седьмой дом может говорить о публичном характере деятельности, о стремлении к популярности. Все эти черты часто характерны именно для людей продуктивных (но не обязательно творческих), но о наличии творческих способностей ничего сказать не могут.

Более других могут говорить четвёртый и двенадцатый дома – они задают глубину погружения в тему, более сильное влияние бессознательного на содержание. Но этого всё равно недостаточно, чтобы определять наличие творческих способностей.

И связи домов между собой также не говорят о творческих способностях. Например, положительная связь X и V домов чаще говорит о стремлении заниматься интересной работой, приносящей кроме всего прочего ещё и эмоциональное удовлетворение, но не о наличии творческих способностей. 

Положительная связь I и X говорит о пригодности индивида к тому виду деятельности, которая является его профессией, и о продуктивности в этой сфере. Это, несомненно, важные составляющие творчества, но, опять же, на самое главное – на наличие творческих способностей – такая связь не указывает.

На основе достаточно большого материала можно сделать вывод, что ни сами по себе сильные дома, ни их связи не могут указать на наличие творческих способностей.

Это же можно сказать и об аспектах самих по себе. В качестве примера можно привести миф о зелёных аспектах, то есть аспектах из группы квинтила, которые принято называть творческими. Само по себе наличие такого аспекта в карте и даже нескольких аспектов говорит только о подвижности и существенных изменениях в тех сферах жизни, которые обозначают данные аспекты, но отнюдь не о творческих способностях. Конечно, творчество – это динамика, но динамика – далеко не всегда творчество.

Более того, ни дома, ни их связи, ни сами по себе отдельные аспекты не определяют ни творчества, ни даже обычной продуктивности и реализованности. Весь опыт астрологической практики моей собственной и моих коллег по Академии говорит о том, что существенные указания на реализованность и продуктивность дают конфигурации аспектов и только они.

Специальные способности, то есть способности к определённому виду деятельности, зависят в первую очередь от аспектов планет, связанных с этим видом деятельности. А продуктивность и реализованность возникают, когда эти аспекты входят в замкнутые фигуры аспектов. Степень способностей зависит от фигуры и от того, как она расположена по отношению к домам. Следует отметить, что учитываются только аспекты между планетами. Но и специальные способности ещё не указывают на творчество.


Ошибки астрологов

Можно отметить несколько типов основных ошибок астрологов, занимавшихся поиском творческих показателей в натальной карте. Стандартный подход к такой проблеме достаточно прост: берут карты известных людей и начинают искать в них общие черты или обрабатывать статистически какие-то показатели. При этом и ошибки допускают такие же стандартные.

Первая ошибка состоит в том, что смешиваются творчество и успешность.

Ещё одна ошибка возникает, когда исследователь неправильно формирует контрольную группу или проводит контрольное исследование. Примером является известное исследование, выводящее предрасположенность к научной деятельности из связи III, IX и X домов. Здесь контрольных групп должно быть несколько и разных по типу. Если эти группы подобрать аккуратно, мы увидим, что это исследование даёт ответ на совсем другой вопрос.

Третья и наиболее распространённая ошибка – неточные или неверные параметры выборки. Опять же, пример из исследований предрасположенности к науке: подбор учёных по параметру наличия кандидатской диссертации. Здесь куда вернее было бы создавать выборку по параметру высокой степени цитируемости. Диссертация, как стало ясно после социальных изменений 90-х годов прошлого века, вовсе не является показателем предрасположенности к научной деятельности. Множество кандидатов наук ушло в бизнес и оказались там весьма успешными. Мотивации к научной деятельности оказалась низкой, а высокими были мотивации на самореализацию и на успех. При советской власти было очень мало путей самореализации и путь в науку был одним из немногих. Как только пространство стало свободнее и вариантов стало больше, народ побежал из науки. Впрочем, мы ещё в студенческие годы перефразировали Некрасова: «Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан».

Очень существенная ошибка – неумение различить, результатом какой деятельности является успех: творческой или нетворческой. В данном случае, это не вина астрологов, а их беда: у нас слаба фактическая сторона исследования – мы хорошо владеем астрологическими методами, но плохо знаем предмет изучения.

Но самой большой ошибкой является попытка определить наличие творческих способностей с помощью нескольких факторов (чаще всего трёх-четырёх), не принимая во внимание общую структуру психики. Способности в науке или в искусстве ищут, опираясь на несколько планет, домов, или связей между ними, без полного анализа всей карты. Это, разумеется, значительно упрощает исследование, но ни к каким серьёзным результатам не приводит.

Все работы подобного типа отличаются механичностью и демонстрируют непонимание авторами человека как психического существа. Грубо говоря, авторы таких текстов воспринимают человека, как очень сложную машину, например, компьютер, но не более того.


Альтернативные соображения

В то же время работы Джонса, Гоклена, других астрологов, проводивших исследования на материале выдающихся людей наводят на мысль, что высочайшие результаты в различных областях человеческой деятельности связаны не только с наличием способностей в этих областях, но и с некоторыми особенностями личности в целом. Например, статистика Гоклена. Его исследования о связи между расположением планет в натальной карте и результатами в определённой области деятельности показывают высокую корреляцию только на материале выдающихся личностей в данной области деятельности. Если расширить выборку и внести в неё людей, достигших в этой области деятельности результатов средних и не намного выше средних, то уровень корреляции резко падает.

Аналогично и фигуры Джонса. Скажем, связка (bundle): «Bundle type ("связка, узел")  все 10 планет находятся в пределах сектора в 120°. Это самый редкий тип карты. Для него характерны большая собранность, сильная концентрация на своих  весьма узких  интересах и слабая реакция на внешние стимулы. Здесь характерно умение выжимать максимум из немногого, натив может силой своего эго воздействовать на целый мир. Акцентуация зонквадрантов и полусфер гороскопа индивидуализирует значение этой фигуры Джонса. В сфере пространства, не занятого планетами, нет объективного восприятия происходящего, и она наиболее уязвима».

Однако такая конфигурация стоит на небе около 10 дней. Сколько людей рождается под «связкой» и сколько из них демонстрируют «умение выжимать максимум из немногого и силой своего эго воздействовать на целый мир»?

Естественно, возникает мысль, что для выдающихся результатов нужны дополнительно ещё какие-то черты характера. После некоторых размышлений и наблюдения сформировался следующий вывод: чтобы одарённость превратилась в талант, необходима цельность личности, выражающаяся в созвучии трёх фундаментальных способностей — уметь, хотеть, делать. Но как описать это созвучие?

В астрологической литературе я не нашёл ничего, на что можно было бы опереться в поисках ответа на этот вопрос.

Между тем рядом с нами в ментальном пространстве находится наука, которая умеет работать с фактами значительно лучше астрологов – это психология. Астрология превосходит психологию по степени развитости и структурированности языка, по степени обобщения и т. д. Но, когда дело доходит до конкретности, до фактов, то здесь психологи нас превосходят как минимум на порядок. Я решил не изобретать велосипед, а обратиться к тем, кто хорошо владеет данным материалом – к специалистам в области психологии творчества.


Помощь друга, или что думают психологи на эту тему

Один из наиболее ярких российских психологов в области психологии творчества — В. Н. Дружинин. Вот что он пишет в своей статье «Одарённость. Талант. Гениальность»: «В основе таланта личности лежит уникальное сочетание высокого уровня развития общих и специальных способностей, мотивации, черт характера и свойств темперамента». (В. Н. Дружинин. Антимемуары. Изд. 2-е, Том 1. Издательство потребительского общества «Ещё не поздно!» Ярославль. 2011, стр. 25).

То есть, талант, это не просто очень высокий уровень способностей к какому-то виду деятельности. Для того чтобы изначальная одарённость стала талантом, нужны ещё определённые черты характера. А именно, кроме наличия специальных способностей (уметь), должны быть соответствующие по силе способности хотеть (мотивация) и волевые способности (делать). И, главное, чтобы три эти способности работали в одном направлении.

Далее Владимир Дружинин делает ещё более сильное утверждение: «… не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определённой мотивацией и чертами». (Там же, стр. 52).

«Надо разграничить проявление одарённости как таковой, то есть наличие у ребёнка каких-то выдающихся способностей к чему-либо, и проявление одарённости как таланта – то есть одарённости, которая даёт некий творческий продукт». (Там же, стр. 32)

«Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом» (Там же, стр. 47).

Итак, талант – это не особые способности, а свойство личности в целом.

 Какие же черты характера отличают талантливого человека?

«Талантливым людям присущи определённые личностные черты: во-первых, высокая мотивация достижений, надежда на успех и отсутствие страха перед неудачей, позволяющие преодолевать трудности и не бросать дело при первых неудачах; во-вторых, личностная увлечённость, независимость и убеждённость в важности своего дела. Для талантливого человека собственное мнение важнее социальных стандартов. Талантливые люди независимы, мало внушаемы, не поддаются групповому давлению. Они восприимчивы ко всему новому и необычному, не боятся непривычных и неожиданных ситуаций, у них развито эстетическое чувство и терпимость к другим людям. Они, как правило, неагрессивны и вместе с тем более темпераментны и тревожны, более серьёзны и отстранённы при общении, чем обычные люди» (Там же, стр. 26).

«Существует как бы обобщённый портрет одарённого человека. Во-первых, ему присуща автономность поведения, он может идти вразрез с мнением группы и не поддаётся давлению социального окружения. … Это не упрямство. Он достаточно гибок, как любой интеллектуально одарённый человек. Он не склонен к конфронтации, не агрессивен, но он имеет смелость оставаться независимым в своих суждениях и поступках. Во-вторых, он может долго заниматься одним делом без какой-либо гарантии на успех. … Ему интересно, так ли неопровержима эта истина, как считается. Он готов к диалогу, он готов не отвергать ни одно самое неожиданное предложение.

В-третьих, у одарённого человека высоко развито эстетическое чувство. Он эмоционально раним и наделён повышенной тревожностью.

Ещё одна особенность одарённых людей – это их нетипичное, с точки зрения большинства, поведение. Наши социальные отношения и правила поведения условны, иррациональны. Их можно принять или отвергнуть, но нельзя логически вывести. И маленькие логики или мыслители не могут понять необходимости безусловного принятия условных социальных отношений». (Там же, стр. 34)

«Американский психолог К. Тейлор в результате многолетних исследований творчески одарённых детей пришёл к выводу, что, на взгляд окружающих, они излишне независимы в суждениях, у них нет почтения к условностям и авторитетам, чрезвычайно развито чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях, они менее озабочены порядком и организацией работы, у них более темпераментная натура» (Там же, стр. 55).


Тревожность личности

В статье «Эти трудные… одарённые дети»: «Одарённый ребёнок тоньше чувствует краски мира, легче понимает другого человека. Но, с другой стороны, существует жёсткая связь между "творческим мышлением" и "тревожностью личности"» (Там же, стр. 28).


Уровень интеллекта

«… одарённый ребёнок может вести себя сколь угодно «диким образом», но уровень его интеллекта всегда намного выше, чем у сверстников» (Там же, стр. 29).


Характер творческого процесса

«Главное в творчестве – не внешняя активность, а внутренняя – акт создания «идеала», образа мира. Внешняя активность – лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчёркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменения состояния сознания.

… Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлён тем, что получилось…» (Там же, стр. 47)


Деятельность и творчество

В исследовании способностей к творчеству следует разделить созидательную деятельность и творчество.

«На первый взгляд деятельность и творчество противоположны по своим психологическим механизмам.

Человек включается в совместную деятельность вследствие внешних или внутренних, рациональных причин. Творчество же спонтанно, не планируемо.

Деятельность – целесообразна, произвольна, рациональна и сознательно регулируема. Деятельность побуждается определённой мотивацией, …достижение результата завершает определённый этап деятельности.

… Творчество – нецелесообразно непроизвольно, иррационально и не поддаётся (в момент творческого акта) регуляции со стороны сознания. … Творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом (новое стихотворение является продолжением предыдущего, по И. Бродскому) (Там же, стр. 42 – 43).

«Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин – второй основной его признак.

 … Сознание пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию» (Там же, стр. 44).

 «Творчество – выход за пределы традиции и стереотипов» (Там же, стр. 52).


Подражание, как этап развития способности к творчеству

«Исследования … показали, что развитие креативности проходит как минимум две фазы.

Первая фаза. … В это время подражание ребёнка значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности.

Вторая фаза. … Юноша или девушка определяют для себя «идеальный образец», которому стремятся подражать (вплоть до отождествления). Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему «идеалу». Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству». (Там же, стр. 63)

«… Подражание является психологическим механизмом креативности и базируется на изначально (по крайней мере, с 3-5 лет) развитом воображении, речевых способностях и чувстве формы. Подражание необходимо для овладения культурно закреплённым способом творческой деятельности». (Там же, стр. 66)



Перечислим отдельно важнейшие черты характера, присущие творческим личностям, разделив их по группам:


Группа 1

  • автономность поведения
  • не поддаётся давлению социального окружения, но не упрям
  • собственное мнение важнее социальных стандартов
  • независим, мало внушаем, не поддаётся групповому давлению
  • имеет смелость оставаться независимым в своих суждениях и поступках
  • убеждённость в важности своего дела
  • личностная увлечённость

Группа 1 указывает на выделенное Солнце.


Группа 2

  • излишне независимы в суждениях
  • нет почтения к условностям и авторитетам
  • чрезвычайно развито чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях
  • восприимчив ко всему новому и необычному
  • не боится непривычных и неожиданных ситуаций
  • нетипичное, с точки зрения большинства, поведение
  • готов не отвергать ни одно самое неожиданное предложение

Группа 2 указывает на выделенный Уран.


Группа 3

  • высокая мотивация достижений
  • надежда на успех
  • может долго заниматься одним делом без какой-либо гарантии на успех

Группа 3 указывает на выделенный Юпитер.


Группа 4

  • отсутствие страха перед неудачей
  • менее озабочены порядком и организацией работы

Группа 4 указывает на не подавляющий Сатурн. То есть Солнце (и, возможно, Луна) сильнее Сатурна.


Группа 5

  • развито эстетическое чувство
  • терпимость к другим людям

Группа 5 указывает на выделенную Венеру или выделенный Нептун.


Группа 6

  • высокий уровень интеллекта
  • пластичность мышления

Группа 6 указывает на выделенный Меркурий в сильных сочетаниях с высшими планетами.


Группа 7

  • более темпераментен и тревожен
  • не склонен к конфронтации, не агрессивен

Группа 7 говорит об общем уровне развития, но может указывать и на выделенные женские планеты.

Высокий уровень интеллекта говорит о том, что у Меркурия должна быть активная и сильная позиция.

Высокая способность к подражательности на первом этапе становления творческой личности говорит о том, что в карте должны быть выделены Луна или Нептун.

Развитое эстетическое чувство говорит об активном участии Венеры или Нептуна.

И другие характеристики творческого процесса, особенно, роль бессознательного, однозначно указывают на активность высших планет и/или Луны. Но особенно указывают на активность Урана. Если ещё учесть характеристики Группы 2, можно уверенно утверждать, что без активного Урана не бывает творческого процесса.

Но активные высшие планеты должны обязательно сочетаться в карте с сильной и позитивной Солнечной и Юпитерианской мотивациями. Иначе вместо творческой деятельности возникает деятельность разрушительная: «Если … к творчеству человек не подготовлен, он срывается в область разрушения. Как творчество, так и разрушение амотивны, спонтанны, бескорыстны и самодовлеющи. Это не целенаправленная деятельность, а спонтанное проявление человеческой сущности» (Там же, стр. 60 – 62).

В общем, получается довольно богатый набор планет: Меркурий, Венера или Нептун, Луна или Нептун, Солнце, Юпитер, Уран. То есть, как минимум шесть планет и все они должны активно и сильно участвовать в формировании характера. И Сатурн не подавляет.



Что могут сказать на эту тему оккультисты

Российский литературовед, поэт и переводчик Анатолий Александрович Якобсон на занятиях литературного кружка в школе № 2 однажды сказал: «У среднего поэта обязательно есть два-три великих произведения, иначе он вообще не поэт. Но у великого они почти все такие». Это означает, что человека созидательной жизни изредка могут посещать творческие состояния. Но творческий человек пребывает в них во время своей работы почти постоянно.

Это поднимает вопрос об уровне развития человека. Оккультный взгляд на творчество близок к взгляду психологов: творчество связано с определённым типом энергий. Назовём их творческими. Потенциально они присутствуют у каждого человека, но воспользоваться ими можно, только достигнув определённого уровня бытия. Творческие энергии могут проявляться и в человеке, близком по уровню бытия к творческому уровню, но крайне редко.

То есть творческий человек – это человек, достигший в своём развитии творческого уровня. Иными словами – способность к творчеству определяется уровнем развития.

Попробуем описать эти уровни.

Как мы видим, одной из важнейших составляющих творческой личности является особый характер мотиваций. 

Мы можем выделить несколько основных уровней личностей в соответствии с их ведущей мотивацией.

1.      Спящая душа. Отсутствие мотивации на достижение, на рост. Человек составляет часть социальной среды, в которую он погружён. Личность не развита. Самая высокая мотивация в этой группе – «жить не хуже людей».

2. Подгруппа первой группы – Homo Ludens (по Хейзинге) – «Человек играющий». Жизнь как большое развлечение. Поиск приятного или интересного времяпровождения.

3. Пробуждение объективного ума. Стремление к достижению, к росту. Но при этом достижение понимается исключительно в сатурново-юпитерианском смысле: достижения в глазах социума, в системе ценностей, предлагаемой обществом. Личность ещё не сформирована, но начинает формироваться.

Первые три категории можно обозначить как «Потребители». Первая – потребитель пассивный или нейтральный. Вторая и третья - потребитель активный.

4. Человек Созидающий. Личность сформировалась. Возникает и становится ведущей потребность в самореализации и мотивация к созидательной деятельности. Из потребителя человек превратился в Созидателя. Начинает формироваться индивидуальность.

5. Человек Творческий. Индивидуальность почти сформировалась или полностью сформировалась. Творчество становится ведущей потребностью. На основе созидательной мотивации вырастает творческая активность. Это существенный момент: как мы видим из предыдущего, творчество не может проявиться, если не сформирована созидательная мотивация.

6. Человек Развивающийся. Ведущей становится потребность развития.

7.  Человек Совершенный. Этот пункт введён только для того, чтобы сделать классификацию полной. Мы крайне мало можем сказать о потребностях на этом уровне развития.


Следует отметить, что ведущая мотивация не отрицает наличия мотиваций более низкого уровня. И наоборот, индивиды более низкого уровня могут иногда подниматься до более высоких мотиваций (чаще всего, под влиянием высоко развитой личности или внезапного сильного чувства). Но бывает это крайне редко и остаются они на этом уровне очень недолго. Развитие определяется не уровнем, куда индивид может заскочить изредка в гости, а уровнем, где он живёт постоянно и откуда может иногда, и даже часто, спускаться на более низкие уровни.


Развитие

Следует сказать несколько слов о развитии. Необходимо отличать развитие от роста. Рост – проявление врождённых возможностей индивида. Развитие – появление новых возможностей, повышение числа степеней свободы, усложнение структуры. Потребность в развитии и развитие как смысл жизни стали достаточно распространёнными только в европейской культуре.

Индивид для себя не обязательно формулирует подобную потребность как именно потребность в развитии. Она может быть сформулирована как стремление к идеалу, к совершенству, жажда познания, стремление к высшей истине в искусстве или в науке, но во всех случаях это проявляется как стремление перерасти самого себя и готовность к внутреннему усилию. Ей всегда соответствует вера в возможность достижения и устремлённость в будущее.

Это, несомненно, потребность духа и астрологически это — ураническая потребность. Ни одна из планет, кроме Урана, не задаёт подобной потребности к внутреннему развитию.

И при этом обязательно присутствует особое чувство ответственности за свою жизнь. Это чувство принципиально отличает пятый и шестой уровни от более низких. На всех предыдущих уровнях, господствует взгляд на жизнь, как на свою собственность, ей можно распорядиться по своему усмотрению.

На творческом уровне впервые начинает появляться новый взгляд на жизнь: индивид чувствует, что он отвечает перед чем-то высшим за то, как и на что он использует свою жизнь. Человек осознаёт или только интуитивно ощущает, что его жизнь как-то связана с высшей жизнью и он в той или иной мере — проводник высших влияний.

Этот взгляд на свою жизнь доминирует на шестом уровне.

Древние греки считали, что человек создан, чтобы боги могли через него сходить на Землю. Иными словами, человек призван проводить импульс Божественного творчества. Это означает, что своё истинное призвание человек начинает реализовать только с пятого, с творческого уровня.

Первое принципиальное отличие человека от животного возникает на четвёртом уровне, но здесь ещё доминирует авторское чувство, чувство собственности на «свой» продукт. Это развилка, которая определяет возможность перехода на следующий уровень.

Итак, можно сделать следующий вывод:

индивид дорастает до уровня Человека, только когда в нём начинает доминировать пара Солнце-Уран как ядро личности и как ведущая потребность.

Солнце – основа созидании

Уран – основа творчества

Здесь очень важно отделить случай, когда Уран определяет ведущую мотивацию, от случая, когда он определяет ведущие способности. Во втором случае вполне может сформироваться способный программист или физик с мотивациями потребителя.

Людей пятого и шестого уровней (а, может быть, только шестого) можно назвать Homo Uranian – Человек Уранический. А если вспомнить, что по-гречески уранос (ουρανός) – небеса, то получается ещё Человек Небесный.


Замечание

В тексте используются выражения: «активные планеты», «выделенные планеты». Эти понятия отчасти сходны с обычным астрологическим понятием «сильные планеты». Но есть и существенные отличия. В данном докладе нет возможности подробно рассмотреть эту тему. Пока ограничимся определением, что эти планеты оказывают доминирующее влияние на структуру личности.