Другие авторы

Астрология и психология. Базовые элементы. Часть II

е сформулированного им принципа: « <...> целостность живых организмов и характеристика людей, обладающих сознанием, а также человеческих культур представляют черты целостности, отображение которых требует типично дополнительного способа описания». Взаимодополнительными являются такие категории, как форма и содержание, качество и количество, явление и сущность, предмет и его свойства, состояние и процесс, прошлое, настоящее и будущее, и т.
д.

Процессы, соответствующие соуправителям в Таблице 1 (Марс-Плутон, Юпитер-Нептун, Сатурн-Уран), реализуют один принцип, но разными путями (с разных позиций). Процессы правого столбца достигают того же результата, что и их «сознательные» прообразы, но безвременно, иррационально, минуя цепь последовательных операций. Чем больше представлен один из них – тем меньше второй, это принцип рычажных весов.  Активность одной из систем противоречит другой, и, следовательно, они мешают друг другу, являются взаимодополнительной нагрузкой (Инь – Янь). В диалектической логике взаимодействие парных взаимно связанных противоположностей считается источником движения и развития. В оккультизме это называется принципом полярности.

Это можно пояснить на примерах.

Чем меньше согласуется действие человека (Марс) с действиями большинства людей (Плутон) в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено личностными факторами. Чем чаще и чем заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое поведение (Марс), тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства). Плутон склоняет к стереотипным действиям. Акция обычно осознанна, имеет намерение и цель, в отличие от реакции, имеющей разную степень осознанности и часто бессознательной. Когда боксер наносит удар (Марс), у него снижается защитная реакция (Плутон) и он наиболее уязвим для встречного удара.

Определение цели как осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, предполагает одновременное участие в процессе целеполагания обоих уровней психики – сознательного и бессознательного. Образ – продукт деятельности бессознательного (Нептун). Цель – образ, «обработанный» сознанием (Юпитер). Мечта превращается в цель, если человек надеется ее осуществить, правильно спланировав и осуществив свою деятельность. Или остается мечтой, если цель была поставлена неправильно или если человек ничего не делает для ее достижения.

Планирование (Уран) и контроль (Сатурн) – два конкурирующих способа поведения. Но оба процесса нужны для предотвращения хаоса поведения. Первый ищет необходимые схемы к использованию. Если схема найдена, блокировка не позволяет подключаться к выполнению действий множеству других схем.

Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать в конфликте между традиционным (Сатурн) и новым (Уран) на каждом шаге креативного процесса: в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах. Оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом. Творческие люди  живут в этих двух режимах, сменяющих друг друга.

Взаимодополнительность видимых и невидимых планет в том, что они связаны единством принципов, а реализуют они эти принципы каждая в своем мире. Принцип Сатурна и Урана – структура, но Сатурн – это структуры видимого мира, Уран – структуры невидимого мира, Юпитер и Нептун – ориентация, но Юпитер – ориентация во внешнем мире, а Нептун – во внутреннем, Марс и Плутон – это индивидуальная и коллективная воля.

Планета, попадая в неадекватную для себя зону, проявляет свойства, противоположные своим. И если мы «навесим» логический знак отрицания на характеристики видимых планет, можем записать следующие равенства.

Например, в видимом мире:
  • порядок (Сатурн) = беспорядок (Уран),
  • ориентация (Юпитер) = дезориентация (Нептун), 
  • активность (Марс) = реакция (Плутон).

Уран в проявленном мире «взрывает» установившиеся границы, может быть, уже давно устаревшие, несет хаос, но вместе с тем и создает новые структуры, адекватные новой космической ситуации.

Нептун размывает существующие представления о морали, этике, предлагает новые идеалы, вносит неопределенность, уводит человека в мир иллюзий, а конкретное планирование заменяет мечтами.

Плутон перемалывает своими жерновами устаревшие формы общественной жизни, отбирая и трансформируя только те из них, которые могут адаптироваться к новым условиям. Коллективная воля сметает, стирает, отменяет индивидуальную. «Плутон парализует волю, порождает ужас, стирающий личность, полностью ее нивелирует, создает впечатление действия высшей, неодолимой силы». 

Можно предложить психологам изменить структуру учебников так: объединить процессы целеполагания и воображения в одну главу, назвав ее «Ориентационные процессы», а процессы активности и реактивности объединить в главу «Волевые процессы».

Солнце и Луна. Мы уже несколько раз употребляли термины сознание и бессознательное, не вводя их определений. Но теперь, когда мы на конкретных примерах поняли, о чем идет речь, вернемся к этим основополагающим категориям.
«Сознание – высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно-историческому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности. Анализ структуры этой моделирующей системы, ее генезиса и функционирования выступает задачей психологического исследования индивидуального сознания» [Петренко В.].

Осознанно мы воспринимаем происходящее, реагируем, накапливаем свой опыт, используя при этом общественный опыт, развиваемся, на основе освоенного можем прогнозировать события, планировать, моделировать свою деятельность и претворять планы в жизнь. Сознание формируется в деятельности. Деятельность – это система процессов, приведенных в левом столбце Таблицы 1.

Символ сознания – Солнце, по своему значению стоящее как бы над планетами, по отношению к ним в качестве центра выполняющее регулирующие функции. Солнце – центр, источник, сознание индивидуальности.

Носителем бессознательного является душа. К сфере бессознательного относятся, как уже говорилось выше, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, инстинкты, привычки, манера поведения, интуиция, а также продукты материальной и духовной культуры и язык.

Символом души в астрологии является Луна, которая и характеризует инстинктивную сферу жизни человека. Но Луна символизирует бессознательное личности и не является бессознательным для субъекта, включающего эту личность, т. е. для коллектива, т. к. это коллективное сознание, означающее совокупность всех сознательных актов и содержание сознания, которые свойственны каждому члену человеческого единства. «Толпа от самой многочисленности своей приобретает некий большой коллективный здравый смысл, и те, у кого по отдельности рассудка мало, оказавшись все вместе, имеют его в изобилии» (Плиний Младший). Если функцией сознания является деятельность, то функцией бессознательного – адаптация. Адаптация – тоже деятельность, внутренняя деятельность. К сфере бессознательного относятся планеты, приведенные в правом столбце Таблицы 1. 

 Хотя Солнце и Луна считаются планетами, в ряду планет они на особом положении. Это королевская пара, символизирующая основную дихотомию человеческой психики: «Сознание – Бессознательное». Сознание (Солнце) представляет собой с одной стороны процесс, с другой стороны, систему, включающую в себя пять процессов, символизируемых видимыми планетами, и является регулятором этих процессов. Хорошая иллюстрация этому – правая рука с пятью пальцами. Бессознательное (Луна) – также сложный процесс, регулирующий неосознаваемые процессы, символизируемые высшими планетами. Это левая рука с пятью пальцами. Парадокс в том, что Луна, являясь ближайшим к нам астрономическим телом, регулирует психические процессы, символизируемые наиболее удаленными от нас планетами. «Руководя» невидимыми планетами, является самым ярким после Солнца телом, правда, видима не всегда, а обратную свою сторону не показывает никогда, и это было бы вечной тайной, если бы не достижения современной техники. А не чудо ли то, что оптические размеры светил совпадают? Хотя, так и должно быть в силу зеркальности видимого и невидимого миров.

В астрологии невозможно пренебрегать высшими планетами, поскольку они символизируют часть психики человека, отвечающую за взаимодействие с социумом.

Рассматривать в карте только Солнце и пять видимых планет – все равно что изучать поведение человека в одиночной камере. Семь планет (+Луна) – большее приближение к личности, но недостаточное. Луна, как регулятор деятельности бессознательного, является формой выражения взаимоотношений человека с внешним миром, но как конкретно он это делает, показывают положения и аспекты высших планет. Рассматривать в карте только Луну без высших планет (левая рука без пальцев) – то же, что Солнце – без видимых (правая рука без пальцев). А, может быть, оставить только два светила? Ведь массу информации мы уже имеем, зная положение Солнца в знаке (хотя многие пренебрегают этой информацией). Рассмотреть еще Луну – и хватит?

Так поступил известный психолог К. Юнг. Описанию королевской пары Солнце–Луна он посвятил свой последний огромный труд «MYSTERIUM CONIUNCTIONIS». «Образующие coniunctio факторы представляются противоположностями, как противостоящими друг другу в силу своей взаимной враждебности, так и притягивающими друг друга в силу своей взаимной влюбленности. Прежде всего они образуют дуальность; например, противоположностями являются huidum (влажный) – siccum (сухой), (холодный) – (теплый), spiritusanima (дух-душа) – corpus (тело), (огонь) – (вода), (мужской) – (женский), Sol (Солнце) – Luna (Луна). Пары противоположностей составляют феноменологию парадоксальной самости, совокупности человека». Так объяснил Юнг взаимодополнительность Солнца и Луны.

Деятельность и адаптация – различ­ные психические системы, равно необходимые для жизнедея­тельности человека – являются взаимосвязаными и взаимодополнительными. Друг без друга они существовать не могут. Если усиливается один из этих системообразующих процессов – автоматически ослабевает другой. Люди могут функционировать в различных режимах. В хорошо осознанном логическом режиме они не имеют доступа к своему интуитивному опыту. Если же в своих действиях они опираются на интуитивный опыт, то тогда они не могут осуществлять сознательный контроль и рефлексию своих действий.
Кажется, мы можем что-то делать и одновременно следить за собой. Например, писать – и следить за почерком, читать вслух – и следить за выразительностью чтения. Но это не совсем так. Известно, что наблюдение за ходом собственной деятельности мешает этой деятельности, а то и вовсе ее разрушает: следя за почерком, мы можем потерять мысль; стараясь читать с выражением – перестать понимать текст. В психологии специально исследовался вопрос о возможности одновременного осуществления двух деятельностей.

Было показано, что это возможно либо путем быстрых переходов от одной деятельности к другой, либо если одна из деятельностей относительно проста и протекает «автоматически». Например, можно вязать на спицах и смотреть телевизор, но вязание останавливается в наиболее захватывающих местах; во время проигрывания гамм можно о чем-то думать, но это невозможно при исполнении трудной пьесы.

Процессу сознания соответствует состояние бодрствования, процессу бессознательного – сон. Бодрствование и сон являются крайними состояниями спектра активности. Переход из одного состояния в другое происходит постепенно. Утром мы не сразу приходим в состояние четкого сознания, часто даже встав с постели, говорим, что проснуться не можем, хотя двигаемся и общаемся с близкими. Вечером мы часто откладываем решение проблемы, говоря «утро вечера мудренее», так как сознание лучше всего работает утром после окончательного пробуждения.

Удивительно, почему традиция не соединила в качестве соуправителей Рака и Льва светила Солнце и Луну, и почему современные астрологи не делают этого. Это кажется совершенно естественным.


Принцип Солнца и Луны – сознание, но Солнце – сознание личности, Луна – коллективное сознание, для индивидуума Луна это бессознательное.
  • сознание (Солнце) = бессознательное (Луна)

Солнце – сознание, активность, рациональность. Луна в видимом мире – неосознанное поведение, пассивность, иррациональность.

Связаны ли процессы, соответствующие светилам, в общей психологии? Такая связь есть: в учебниках по психологии после вводной главы идет глава «Сознание и бессознательное», где эти процессы рассматриваются как дополнительные: бессознательно все, что не осознается. Далее идет глава «Деятельность и адаптация», в которой деятельность рассматривается как функция сознания, а адаптация как функция бессознательного. Это системные процессы, остальные процессы рассматриваются вслед за ними.

Можно сделать короткий промежуточный вывод:

  • ПСИХИКА = СОЗНАНИЕ + БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • ЛИЧНОСТЬ = ИНДИВИДУАЛЬНОЕ + СОЦИАЛЬНОЕ


Дружинина Н. В.
Дружинина Наталья Валентиновна