Проявления Луны
В Душечке любой астролог сразу же увидит проявления Луны: простоватая, малообразованная, не отличающаяся большим умом Душечка, крайне несамостоятельна, целиком зависит в своих мнениях и суждениях от партнёра. Потребность опереться на кого-нибудь, отсутствие своего мнения: всё это типичная Луна. Да и внешне это совершенная Луна: «… тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…» и тоже улыбались…»
А тонкая, образованная, романтичная, импульсивная Наташа, способная под влиянием сильного чувства пойти наперекор всем (например, эпизод с телегами для раненых и ситуация с Курагиным) ― разве это Луна? Это же Венера. Нет, не Венера. Наташа ― иная, но тоже Луна. В этом легко убедиться, прочитав четвёртую часть романа. Здесь Наташа целиком погружается в быт, в семью, полностью подчиняет свою жизнь мужу: «Весь дом руководился только мнимыми повелениями мужа, то есть желаниями Пьера, которые Наташа старалась угадывать». Это настоящая Луна, подчиняющая себя заботам о семье.
Проявления Венеры
Венера совсем иная ― она всегда ставит себя на равных с партнёром. Многих читателей эта часть раздражает и более всего раздражает новый образ Наташи. Но Толстой не только гениальный писатель, он и гениальный психолог, он верно понял разные формы проявления Луны. Недаром Душечка была его любимым чеховским персонажем. В образе Наташи, с точки зрения астролога, нет никаких противоречий.
Мотивы Венеры и Луны
В юности Луна и Венера выглядят и ведут себя очень похоже, но стремятся к разному. Для Венеры важнее всего любовь и близость с любимым человеком, телесная или душевная.
Для Луны семья важнее всего, а любовь ― способ образовать семью. Венера очень разборчива в выборе партнёра. Луна разборчива скорее в социальном положении возможного мужа. Ей подойдёт любой муж из определённого социального слоя. Наташа любит сначала Болконского, потом влюбляется в Курагина, потом опять в Болконского и, наконец, в Пьера. Это не легкомысленность, влюбляется она всерьёз. И в тексте романа есть точный ответ: «…все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном…» Да, это Луна! И при всём внешнем различии есть ещё одно очень важное сходство: «Весь дом руководился только мнимыми повелениями мужа, то есть желаниями Пьера, которые Наташа старалась угадывать». И мы узнаём Душечку в другом образе.
Михаил Левин